• Если ребенок плохо ест прикорм. Что делать, если ребёнок не ест прикорм: мнение Комаровского Грудничок отказывается есть прикорм

    Если ребенок не хочет есть прикорм, не стоит расстраиваться. На это есть несколько причин, и при правильном подходе, родители легко могут исправить ситуацию. Отказ от прикорма не стоит воспринимать, как признак психологического или физического недомогания малыша. О патологии такое поведение не свидетельствует. Так в чем причина отказа, и как ввести прикорм, если есть его малыш никак не хочет?

    Если ребенок ест мамино молоко, то прикорм ему вводят не раньше 6 месяцев. Но существуют и другие варианты питания:

    1. Искусственное.
    2. Смешанное.

    Смесь к прикорму не имеет никакого отношения. Это «заменитель» маминого молока, который ребенок ест на протяжении определенного периода времени. Если малыш изначально находится на искусственном вскармливании, то прикорм ему вводят раньше.

    Смешанное вскармливание подразумевает использование как молока, так и смеси. Такой вариант питания выбирают, когда у матери есть молоко, но его недостаточно. Чтобы ребенок полноценно питался, его «подкармливают» смесью.

    Разница между прикормом и основным питанием заключается в следующем:

    • смесь или молоко матери – это основа питания;
    • прикорм – дополнение, своеобразный источник новых вкусовых ощущений, полезных веществ и микроэлементов.

    Внимание! Каши не могут расцениваться, как замена смеси или молоку, они считаются прикормом, но вводить их рекомендуется постепенно.

    Когда стоит вводить прикорм

    Есть несколько способов, позволяющих понять, что малыш готов к введению прикорма, распознать это можно по поведению ребенка:

    1. Охотно соглашается попробовать любую незнакомую пищу и тянет ручки к взрослым блюдам.
    2. Ест новую пищу без криков и скандалов и не отказывается попробовать прикорм.
    3. Малыш не испытывает проблем с желудком, у него нет вирусных или простудных заболеваний, в этот момент не режутся зубки.

    Психологи различают два вида готовности ребенка к введению прикорма:

    • психологическую;
    • физиологическую.

    Если говорить о психологии, то морально малыш должен быть готов попробовать новую еду. Если ребенок не хочет есть предлагаемые блюда, то нет смысла его заставлять это делать. Что касается физиологии, то степень готовности принять прикорм можно обсудить с педиатром, он поможет прояснить ситуацию.

    Физиологические параметры готовности

    Это оценка общего состояния ребенка, способности органов ЖКТ принять новую пищу, адекватно на это отреагировать и переварить полученный продукт.

    Малыш готов есть новую, взрослую еду, если:

    1. Нет признаков воспалительного или инфекционного заболевания.
    2. Нет проблем с пищеварением, нормальный стул на протяжении недели.
    3. У него нормальная температура тела.
    4. Нет высыпаний на кожных покровах.
    5. У него не прорезаются зубы в этот момент.

    При всем этом малыш хорошо ест, не отказывается от бутылочки, у него нет проблем со сном. Вес ребенка не меньше 6,5 килограмм, по развитию он не отстает от сверстников. В таком случае можно сказать, что кроха готов есть прикорм, его органы пищеварения способны адекватно отреагировать на поступление новых продуктов.

    Психологические параметры готовности

    Если грудничок усиленно старается что-нибудь схватить со стола и положить себе в ротик, то речь идет о том, что он готов попробовать новые блюда. Психологическая готовность – это любопытство малыша, желание разнообразить рацион и попробовать что-то новое.

    Если ребенок психологически не готов есть новую пищу, то он, как правило:

    • отказывается от незнакомой еды;
    • закатывает истерики при каждом кормлении;
    • отдает предпочтение бутылочке или маминой груди.

    Основные причины отказа малыша от прикорма

    Когда ребенок не хочет есть прикорм, на это есть несколько причин:

    1. Организм вырабатывает недостаточное количество пищевых ферментов, в результате чего возникают проблемы с желудком.
    2. Дети отказываются есть еще и потому, что первый опыт знакомства с новой пищей связан с негативными впечатлениями.
    3. Просто неприятен вкус нового блюда, по этой причине малыш и не желает его пробовать.

    Внимание! Если ребенок выплевывает пищу, не ест, то велика вероятность, что он не может ее проглотить. Это рефлекс, ничего странного в таком поведении нет. Если ребенок плохо глотает или не глотает пищу вовсе, то не стоит заставлять его это делать.

    Рефлекторное отторжение твердой пищи проходит самостоятельно, не требует проведения каких-либо процедур, от родителей требуется только терпение и понимание.

    С чего начинать первый прикорм

    Многие родители начинают давать малышу кашу, но такой прикорм имеет свои особенности:

    1. Не рекомендуется прикармливать кашами малыша, который имеет большой вес, в таком случае предпочтение отдается фруктам.
    2. Крупы тяжело перевариваются, по этой причине не стоит злоупотреблять различными кашами. На начальном этапе лучше давать манку, овсянку, приготовленные не на молоке, а на смеси.

    Лактоза тяжело переваривается, по этой причине готовьте кашу не на молоке, а на смеси, которую даете малышу в качестве основного питания. Кормить кашей младенца не стоит в том случае, если ему еще не исполнилось 5-6 месяцев. Давать такой прикорм в 3-4 месяца – слишком рано. На этом этапе лучше отдать предпочтение фруктовым пюре.

    Некоторые родители начинают прикармливать младенца соком, такое решение вполне оправданно, поскольку позволяет понять, готов ли организм к нововведениям.

    Если решили приучить малыша к прикорму, то стоит следовать нескольким правилам. Это поможет привыкнуть к нововведениям и значительно снизит степень давления на организм крохи.

    Прикармливать можно только здорового ребенка

    Вводить новые продукты, начинать давать напитки, сок и даже компот можно только в том случае, если малыш чувствует себя отлично. Когда у него есть признаки недомогания, от прикорма стоит отказаться, пусть нововведения подождут. Если младенец чувствует себя плохо или мама заподозрила у него вирус, инфекцию, простуду или даже банальный насморк – прикорм откладывают на неопределенный срок, до тех пор, пока состояние здоровья не стабилизируется.

    Для начала – маленькая дозировка

    Не торопитесь, поскольку спешка тут не поможет. Вводить прикорм нужно постепенно, это позволит организму малыша привыкнуть к новой пище.

    Схема действий:

    1. Дайте попробовать ложку новой пищи.
    2. Оцените реакцию ребенка на блюдо.
    3. Если малыш откажется, то не заставляйте.

    Если заставлять ребенка есть прикорм, то это приведет к негативным ассоциациям. Насилие желательно исключить, но можно прибегнуть к маленьким хитростям. На начальном этапе отвлекайте ребенка, это поможет переключить его внимание.

    Введение новой пищи до приема основной еды

    Если малыш будет сыт, то ему не нужен никакой прикорм, он откажется от еды или закатит истерику.

    • давать прикорм до основного питания;
    • предлагать воду после приема пищи;
    • отказаться от сока, если решили ввести новый продукт.

    Сок в большом количестве может спровоцировать проблемы с желудком, чтобы этого избежать, отдайте предпочтение чистой, теплой воде.

    Организм должен получать достаточное количество жидкости, поскольку вода участвует в процессах пищеварения, а ее нехватка может привести к недостаточной выработке пищеварительных ферментов.

    Попав в желудок, жидкость уменьшает его объем, а это значит, что малыш съест меньше, поэтому употребление жидкости проводят в промежуток между кормлениями.

    Никакого насилия

    В отношении детей насилие не действительно по нескольким причинам. Но маленькие хитрости, к которым часто прибегают родители, сложно охарактеризовать таким термином.

    Что можно сделать с малышом, чтобы он стал есть новую еду:

    1. Отвлечь любым доступным способом.
    2. Настоять на своем мнении.
    3. Прибегнуть к шантажу, если он действует.

    Когда мама или папа решит настоять на своем – это сложно назвать насилием. Попробуйте предложить крохе новую пищу, если он откажется, то повторите процедуру. Остановиться стоит в том случае, если ребенок готов закатить истерику, негативные эмоции не принесут пользы.

    Монокомпонентность

    Рацион ребенка должен быть разнообразным. Не стоит изо дня в день предлагать блюдо, которое не понравилось малышу. Постарайтесь проявить фантазию и накормить ребенка чем-то интересным и вкусным.

    Введение прикорма – это важный период в жизни каждой семьи, но не стоит зацикливаться на проблеме. Если ребенок отказывается от новой пищи – не торопитесь. Предложите ему еду, если получите отказ, то сделайте перерыв в 3-4 дня, потом повторите попытку.

    С каждым днем малыш растет и развивается, и вот настает время вводить в его рацион прикорм. Для многих родителей это становится настоящей проблемой, особенно если ребенок не хочет есть новые для него продукты. Поговорим о том, как грамотно подойти к организации питания детей 1-го года жизни, сформировать правильное пищевое поведение и избежать лишних волнений.

    Новое питание в жизни ребенка

    Новорожденный только приспосабливается к жизни вне материнской утробы, и единственным подходящим питанием для него является грудное молоко или адаптированная смесь. Но спустя уже несколько месяцев организм ребенка становится готов к расширению рациона и, более того, нуждается в этом. Дело в том, что по мере роста малышу требуется все больше минеральных веществ, витаминов и других нутриентов. Их поступление с грудным молоком или смесью становится недостаточным. Кроме того, увеличивается и потребность в энергии, ведь ребенок начинается активно двигаться: учиться садиться, ползать, ходить. Введение прикорма позволяет обеспечить организм малыша необходимыми питательными веществами, способствует формированию правильных вкусовых привычек и развитию жевательного аппарата.

    Физиологические параметры готовности

    Согласно современным рекомендациям педиатров вводить первый прикорм необходимо с 4–6 месяцев. Нужно учитывать, что эти сроки индивидуальны и зависят от особенностей конкретного ребенка, скорости развития его пищеварительной и центральной нервной системы, уровня обмена веществ и т. д. Один малыш будет готов попробовать взрослую пищу уже в 4 месяца, другой – только к полугоду. Главное – не начинать прикорм, пока ребенок не достиг нижней возрастной планки: желудочно-кишечный тракт у 3–4-месячного крохи просто не справится с такой нагрузкой. Можно выделить 2 признака физиологической готовности к расширению рациона:
    • ребенок может активно участвовать в кормлении. Для этого необходимо, чтобы он мог сидеть или хотя бы принимать полувертикальное положение, держать ложку в руке и доносить ее до рта;
    • рефлекс выталкивания пищи угасает. Ребенка не рвет от мягкой пищи, например кашки или пюре. Это значит, что он уже может питаться чем-либо, кроме жидкой смеси или грудного молока.

    Психологические параметры готовности

    Главный критерий психологической готовности – это явная заинтересованность младенца взрослой пищей:
    • ребенок тянет ручки к маминой тарелке, когда сидит у нее на коленях за обеденным столом;
    • малыш пытается попробовать на вкус взрослую еду и выражает недовольство, если ее у него забирают;
    • кроха продолжает демонстрировать желание заполучить взрослую пищу, даже если мама пытается его отвлечь, дать игрушку, приложить к груди.

    Грудное и искусственное вскармливание: есть ли разница в ведении прикорма

    Разные схемы введения прикорма для детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании, на сегодняшний день считают устаревшими. Вне зависимости от типа питания можно придерживаться единой схемы расширения рациона. До этого считалось, что малышам, получающим смесь, нужно раньше начинать давать новые продукты. Но современные смеси по содержанию питательных веществ, витаминов и минералов приближаются к грудному молоку, поэтому необходимость в восполнении потребности в нутриентах за счет прикорма отпала.

    Правила успешного перевода на взрослую пищу

    Проконсультируйтесь с врачом

    Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

    Родители лучше других знают своего малыша и темпы его развития. Именно поэтому они должны решать, когда и как начинать прикармливать кроху, с учетом рекомендаций педиатра. При этом опыт родственников и друзей может быть ценным и полезным, но все получаемые советы нужно соотносить с физиологическими и психологическими особенностями конкретного ребенка.

    Давайте новую пищу, только если малыш здоров

    Любое недомогание – веская причина, чтобы отложить введение прикорма, ведь это дополнительный стресс для и так ослабленного организма. Не рекомендуется давать новые продукты заболевшему малышу, накануне и после вакцинации, при прорезывании зубов. У ребенка в таком состоянии может отсутствовать аппетит, это совершенно нормально.

    Выберите подходящие продукты

    Начинать прикорм можно с каш на основе рисовой, кукурузной, гречневой крупы или овощей, например кабачка, цветной капусты. Что выбрать, зависит от состояния здоровья и особенностей малыша. Если он не добирает вес, педиатры рекомендуют первыми вводить каши промышленного производства, обогащенные минеральными веществами. При склонности к запорам, наоборот, начинают с овощей: содержащаяся в них клетчатка мягко стимулирует работу кишечника.

    Начинайте с малых доз

    Половина чайной ложки – именно с такого объема начинают введение нового продукта, даже если ребенку уже больше 6 месяцев. Если не будет аллергических реакций, метеоризма, нарушений дефекации, количество пищи за неделю увеличивают до возрастной нормы.

    Вводите по одному новому продукту

    Откажитесь от насильственного кормления

    Уже во время введения прикорма важно сформировать у малыша позитивное восприятие пищи. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка кушать, если он отказывается. Очень возможно, потребуется предложить новый продукт 8–10 раз, чтобы малыш согласился его съесть. Родителям нужно запастить терпением.

    Что делать, если ребенок не ест прикорм

    • Попробуйте предлагать новый продукт малышу, когда он уже достаточно проголодался.
    • Соблюдайте режим питания в течение дня, избегайте хаотичных кормлений.
    • Узнайте вкусовые предпочтения ребенка: одним нравится рисовая каша, другие предпочитают овсянку. Пробуйте разные варианты.
    • Если малыш категорически не хочет есть новый продукт, не настаивайте и не ругайтесь. Предложите другое блюдо, а к отвергнутому попробуйте вернуться через 7–10 дней.
    • Стимулируйте пищевой интерес: сажайте ребенка на колени во время приема пищи, рассказывайте, что вы едите и как вам это нравится. Разрешите попробовать несколько крупинок заинтересовавшей малыша еды из своей тарелки.

    Решение распространенных проблем

    Малыш не хочет есть с ложки

    Если ребенок не хочет пользоваться ложкой, разрешите первое время пробовать еду руками. Как только малыш начнет с удовольствием есть новый продукт, вкладывайте ему в ладошку столовый прибор. Желательно, чтобы ложка была яркой, красивой, привлекающей внимание ребенка.

    Ребенок не хочет есть кашу или овощное пюре

    В такой ситуации попробуйте добавить в продукт немного грудного молока или смеси. Знакомый вкус может помочь ребенку быстрее привыкнуть к новому блюду в рационе.

    • Помните, что отказ от прикорма – нормальное явление. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть к новой пище. Некоторые продукты, которые не были приняты сразу, могут стать любимыми в дальнейшем, поэтому непонравившуюся пищу нужно предлагать снова и снова (с интервалом в несколько дней, а иногда и недель).
    • Купите ребенку красивые столовые принадлежности. Пусть на детских кружках и тарелках будут нарисованы любимые сказочные персонажи или просто крупные цветные изображения, привлекающие внимание крохи.
    • Когда ребенок только учится есть с ложки, часть каши или пюре может стекать по подбородку или выплевываться. Это далеко не всегда признак, что малышу не понравился продукт. Возможно, он просто еще не умеет есть такую пищу.
    • При вводе первого прикорма не сокращайте сразу количество кормлений грудью (смесью).
    • После того как малыш привык к кашам и пюре, добавляйте в меню блюда более плотной консистенции, приучайте ребенка к пище с разными текстурами и вкусами.
    • Спокойно относитесь к беспорядку на кухне и измазанному прикормом лицу. Постепенно моторные навыки малыша развиваются, и уже скоро он будет есть более аккуратно.
    • После года постепенно переводите малыша на общий стол.
    Данный материал носит информационный характер и не заменяет обращения к врачу.

    Многие молодые мамы жалуются на своих карапузов: «И кашу не ест, и от пюре отказывается. Подавай титю, и все тут!» Очередная попытка накормить малыша чем-то кроме грудного молока или смеси заканчивается полным провалом. Кроха плюется, отворачивается от ложки и демонстрирует полное безразличие к предложению подкрепиться. Как решить эту проблему? Может ли прикорм быть радостью, а не пыткой и обоюдным стрессом?

    Порой, чтобы накормить малыша, нужно приложить немало сил.

    Для начала разберемся, в чем суть этого процесса, при наличии каких условий целесообразно начинать введение прикорма, каковы его правила. А затем рассмотрим возможные причины отказа вашего крохи от еды и пути преодоления этих трудностей.

    Основная пища малыша с рождения и примерно до полугода - это:

    1. материнское молоко;
    2. материнское молоко и адаптированная смесь, если первого компонента не хватает;
    3. адаптированная смесь, если молока нет совсем.

    Смысл прикорма - в приобщении ребенка к «взрослому» столу переходе от младенческой пищи к «человеческой». Карапуз исследует неизвестные ранее вкусы. знакомится с новыми продуктами.

    Когда начинать?

    Нам недавно исполнилось три месяца. И на очередном приеме у педиатра медсестра посоветовала давать малышу яблочный сок, по капельке. Я удивилась, а про себя подумала: «Так рано? Кислый промышленный сок? Зачем? Ведь в нем практически нет витаминов». Не рискуя слепо доверять словам нашего «наставника», я решила узнать, что по этому поводу говорят ведущие педиатры страны (например, Комаровский) и Всемирная организация здравоохранения.

    Торопиться с введением прикорма не стоит. Всему свое время.

    Оказывается, существует целый перечень условий, при наличии которых пора задуматься о разнообразии детского меню.

    1. Возраст. Нет никакой нужды прикармливать кроху ранее 4-х месяцев. Лучше, если до полугода ваш малыш будет питаться только молоком или смесью.
    2. Вес. С момента рождения карапуз должен весить в два раза больше, примерно 6,5-8,5 кг.
    3. Показатели физического развития и становление ЦНС:

    Только при наличии всех этих обстоятельств постепенное приобщение вашего чада к «взрослому» столу считается своевременным.

    Соблюдение некоторых правил спасет вас и кроху от лишних неприятностей.

    Правило №1. Доверяйте себе и современным научным исследованиям

    Забудьте о том, что говорили вам «опытные родственники» (бабушки, свекровь, тети, мама). Дать совет - это их жизненная необходимость. И, к сожалению, не всегда она является целесообразной и полезной. Думайте своей головой, полагайтесь на материнскую интуицию. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. И никто не сможет найти к нему подход так, как это сделает любящая мама.

    Мама знает, что хорошо для ее крохи.

    Не подражайте знакомым, хвастающимся, что их карапузу всего 5 месяцев, а он ложками уминает картошку. Придет и ваше время. Ведь вы не участвуете в соревновании за золотые медали.

    Пропускайте через фильтр слова лечащего доктора. Как правило, наши участковые медики руководствуются одинаковыми для всех нормами. Это удобно и быстро. Но каждый ребенок - это совершенно особый случай. Учитывайте все нюансы, выйдите из общего строя, если не успеваете или наоборот рветесь вперед.

    Многие мамы не раз замечали . Белые пятна могут служить сигналом воспалительных процессов, которые происходят в организме малыша. Как только вы заметили налет, немедленно принимайте меры.

    Детки до года часто мучаются от запоров, которые происходят по самым разным причинам. Помочь малышу покакать можно разными способами. Безусловно, одним из самых эффективных является .

    Правило №2. Вид вскармливания не имеет значения

    Утверждение, что «искусственники» должны раньше переводиться на взрослую пищу, чем груднички, устарело. Оно основывалось на низком качестве молочных смесей и возникающей в результате этого нехватки витаминов и полезных веществ. Но индустрия детского питания не стоит на месте. И прогресс налицо. Современные адаптированные смеси имеют богатый состав и хорошо усваиваются растущим организмом.

    Мы, искусственники, теперь наравне с грудничками!

    Правило №3. Новый продукт - здоровому ребенку!

    Противопоказаны любые дегустации, если у малыша болит животик, он температурит, восстанавливается после болезней или прививок.

    Сегодня для пищевых экспериментов я не готов!

    Правило №4. Кормите малыша новой пищей до приема основной еды

    В противном случае карапуз насытится маминым молоком, и на другие «блюда» просто не останется места.

    Правило №5. Не применяйте насилие

    Если кроха отворачивается от ложки, не нужно настаивать и упрямо пытаться положить ее в рот.

    Правило №6. Не увлекайтесь количеством

    Вводите новый продукт постепенно, с половины чайной ложки. И в течение недели доводите до нормы. Если какой-то продукт не пошел, прекратите его прием на недельку или 10 дней, затем попробуйте снова.

    Начинайте прикорм с маленьких порций.

    Правило №7. Монокомпонентность

    Отдайте предпочтение легким овощным пюре.

    Итак, мы познакомились с условиями и . Пришло время ответить на вопрос, почему же некоторые дети (а таких большинство) отказываются есть что-то кроме маминого молока.

    Причины отказа от прикорма


    Что делать, если вашему малышу уже исполнилось 6, а возможно, даже 8 или 10 месяцев, но он не желает даже пробовать еду с общего стола?

    Этот вопрос становится важным, если анализ крови грудничка отражает недостаток таких элементов, как железа, фолиевой кислоты и витамина В12.

    В данном случае нужно принимать меры.

    Если вы мама грудного ребенка, вы наверняка не раз замечали, что иногда у малыша потеет головка. Это может происходить при повышенной физической активности, переутомлении, если ребенок носит одежду из синтетических тканей. Более подробно о проблеме «мокрой головки грудничка» расскажет .

    Если ребенок не ест прикорм…



    Не зацикливайтесь на прикорме. Ведь это не основная еда, а лишь знакомство с ней. Всему свое время. Все малыши - неофобы (неофобия - боязнь новых продуктов). Слушайте материнскую интуицию и свое дитя. Все случаи индивидуальны. Поэтому успокойте свои нервы и потихоньку приучайте малыша к общему столу. Пусть прикорм станет приятным и вкусным занятием, долгожданным и радостным ритуалом. Главное: делайте все с удовольствием. Не ест он эту кашу - и ладно! Сейчас вам не верится, но придет время, и вашего карапуза будет за уши не оттащить от макарон сыром. Просто подождите.

    Удачи вам и терпения!

    Последнее обновление статьи: 18.04.2018 г.

    Нередко новоиспечённые мамы жалуются подругам и специалистам, что ребёнок не хочет есть прикорм, от пюре отворачивается, кашку вообще выплёвывает. В результате любая попытки накормить кроху взрослой пищей превращается в настоящее сражение, которое заканчивается обоюдным стрессом.

    А начиналось всё, казалось бы, очень стандартно. Малышу исполнилось полгода, у него имеется первый зуб – пора вводить прикорм, переходя от маминого молока либо смеси к более взрослому рациону: различным крупам, пюре из овощей и фруктов.

    Детский психолог

    – важный этап в жизни каждого младенца, поэтому неудивительно, что родители воспринимают отказ от новых продуктов с тревогой и огорчением. Советы специалистов помогут понять, как следует вести себя матери, чтобы ребёнок стал кушать кашу и пюре.

    Основная пища ребёнка до полугодовалого возраста – грудное молочко либо молочная смесь. Ещё один вариант – смешанный рацион, совмещающий оба вида питания. Смысл прикорма заключается в том, что ребёнка переводят на традиционное меню в тот момент, когда его ЖКТ готов к перевариванию взрослых продуктов.

    Приобщение малыша к прикорму происходит крайне осторожно, поскольку его пищеварительный тракт уже привык к молоку или смеси. Если родители хотят избежать , и прочих проблем, необходимо знать оптимальный возраст для введения новых продуктов и соблюдать принципы перехода на взрослую пищу.

    Согласно многим источникам, оптимальный возраст для введения прикорма – шесть месяцев, а оптимальный вес – не менее 6,5 килограммов. Ранее четырёх месяцев изменять младенческий рацион на более взрослый категорически не рекомендовано.

    Физиологические параметры готовности

    Следует уточнить, что подобные сроки в 6 месяцев считаются достаточно условными. Всякий ребёнок «созревает» сугубо индивидуально и в собственном темпе.

    Желудочно-кишечный тракт одних детей отличается зрелостью уже в полугодовалом возрасте, пищеварительная система других ребятишек и в 7 месяцев не справляется с новыми продуктами. Если предлагать незнакомую пищу в тот момент, когда детский организм не готов к ней, ребёнок попросту откажется от прикорма. Вот почему так важно знать принципы физиологической готовности.

    Ребёнок 6 месяцев отказывается от незнакомых продуктов? Вероятно, его организм ещё не готов к подобным нововведениям. Подождите 2 — 3 недели, а затем вновь предложите кашу или . Только проследите, чтобы момент повторного знакомства не совпал с прорезыванием зубиков, простудой и прочими неблагоприятными факторами.

    Психологические параметры готовности

    Помимо физиологической готовности, должна присутствовать и заинтересованность малыша в новой пище. Если ребёнок будет проявлять явный интерес к взрослому столу, стремление пробовать незнакомые продукты, можно говорить о психоэмоциональной готовности к прикорму. В такой ситуации дети не станут отказываться от еды, напротив, дегустация новых продуктов будет проходить в максимально доброжелательной атмосфере. Психологи называют это явление «пищевым интересом».

    Психологическая готовность к прикармливанию формируется одинаково и у естественников, и у малышей, питающихся смесью. Понять, что ребёнок эмоционально готов к введению в рацион незнакомых блюд, можно по нескольким признакам:

    • младенец демонстрирует явную заинтересованность взрослой пищей. Сидя на коленях у матери за обеденным столом, тянет ручки к содержимому тарелок и отправляет его к себе в рот;
    • ребёнок недоволен, если ему не дают взрослое блюдо. Причём речь здесь идёт о продуктах, а не о сопутствующих столовых принадлежностях. Некоторые дети могут попросту хотеть поиграть с вилкой или разорвать на части салфетку;
    • малыш всячески стремится заполучить взрослую пищу. Даже если мама отвлекает его игрушкой, ярким предметом, он снова и снова настаивает на своём желании попробовать понравившуюся еду.

    Заинтересованность взрослой пищей развивается тогда, когда умеющего сидеть ребёнка привлекают за семейный стол. Если он ежедневно видит культуру поведения домочадцев за столом, обеденные ритуалы, дегустацию новых блюд, проблем с введением прикорма, как правило, не возникает.

    Исходя из факторов готовности малыша к изменению рациона, можно установить и объяснить основные причины нежелания ребёнка пробовать и съедать новые продукты:

    Не стоит забывать и о том, что новые продукты являются чужеродными для детей. И месячный малыш, и полугодовалый кроха изо дня в день получают сладковатое мамино молочко либо безвкусную молочную смесь. Поэтому неудивительно, что ребёнок начинает капризничать и проявлять характер.

    Особенности введения прикорма при разных типах вскармливания

    Естественно, имеются некоторые отличия в развитии пищеварительной системы детей в зависимости от того, искусственник ли малыш или он питается материнским молоком. Нужно ли вводить прикорм раньше, если ребёнок кушает смесь? Поговорим об этом подробнее.

    Представим ситуацию, когда ребёнок, находящийся на естественном вскармливании, не хочет кушать овощное пюре или гречневую кашку. Что делать маме в подобной ситуации? На самом деле, никаких особых усилий прикладывать не нужно.

    Как утверждают специалисты Всемирной организации здравоохранения, именно материнское молоко остаётся основной пищей и главным источником полезных веществ для детей до 12 месяцев. Всякие другие продукты – овощные, мясные или крупяные – до годовалого возраста вводятся с целью познакомить малыша с новой едой.

    Двенадцатимесячный ребёнок 75 % всех питательных компонентов получает только из материнского молока и лишь 25 % – из взрослой пищи. По данным некоторых исследований, малыш младше 8 месяцев может получать все нужные вещества из грудного молочка. Таким образом, покрывает большинство потребностей детей до года.

    Так что эксперты по ГВ советуют тем мамам, чьи малыши в восемь месяцев плохо кушают прикорм, успокоиться, не нервничать и действовать согласно обстоятельствам. Кроха любит только кабачковое пюре? Пусть пока его и ест. Отказывается от мясных деликатесов? Попробуйте вернуться к ним через некоторое время.

    Привыкание к новому продукту формируется постепенно. Согласно точке зрения психологов, чтобы возникла привычка, необходимо повторить определённое действие по крайне мере 21 раз. Так что, формируя интерес к конкретной пище, нужно регулярно предлагать её малышу на пробу. Естественно, заставлять его не нужно.

    Таким образом, возраст полугода – это начальный и приблизительный период введения новых продуктов в детский рацион. Грудной ребёнок приобщится к полноценному взрослому столу только после годовалого возраста. И это совершенно естественно, если, конечно, мама сохраняет грудное вскармливание.

    Искусственное вскармливание

    Разумеется, материнское молоко более ценное по всем основным параметрам, чем искусственная смесь. Но современным производителям удалось разработать столь адаптированные «суррогаты», что они максимально близко приблизились по составу к натуральному продукту.

    Таким образом, специалисты по кормлению младенцев убеждены, что и в случае искусственного питания заменитель грудного молочка сможет прослужить основным источником нужных веществ для полноценного развития ребёнка также до 12-месячного возраста.

    Существует мнение, что раннее введение прикорма малышу на искусственном кормлении ничем не обусловлено. Напротив, груднички проще адаптируются к новой пище за счёт ферментов, получаемых из грудного молочка. У искусственников ЖКТ формируется с некоторым опозданием.

    Специалисты Всемирной организации здравоохранения рекомендуют вводить новые продукты при искусственном варианте кормления ориентировочно в 6 месяцев (в 5 или 7 месяцев). До этого дети, которые получают качественную адаптированную смесь, в прочей пище не нуждаются.

    Вопрос, что делать, если ребёнок не ест прикорм, может и не возникнуть, если предупредить развитие нежелательных явлений. Для этого необходимо знать главные правила введения прикорма в рацион младенца.

    Ориентируйтесь на ребёнка

    Меньше обращайте внимание на советы знакомых и родственников. Конечно, у бабушек и тётушек имеется опыт в уходе за своими детьми, но здесь ключевое слово именно «свои». Каждый малыш развивается в индивидуальном темпе, поэтому полезные, казалось бы, рекомендации могут не подойти к конкретному случаю.

    Если возникают какие-либо вопросы, лучше обратиться к педиатру. Он расскажет о нормах, но одновременно укажет и на особенности малыша. Мамина интуиция и опытность лечащего доктора – залог успешности введения первого прикорма.

    Ни в коем случае не подражайте подругам, которые хвастаются, что их пятимесячные ребятишки уже вовсю уплетают мясные или овощные пюре. Если вы видите, что кроха не готов к введению прикармливания, отложите этот важный момент на некоторое время.

    Прикармливайте только здорового ребёнка

    Нельзя дегустировать новые продукты, если малыш недомогает. Высокая температура, лихорадочное состояние, вирусные инфекции, режущиеся зубки, дисбактериоз, период до или после вакцинации – все эти факторы плохо совмещаются с введением прикорма.

    Если пренебречь этим фактором, то малыш подсознательно может связать новый продукт со своим болезненным состоянием. К тому же детский организм и так находится в стрессе, поскольку вынужден сопротивляться болезни. Как результат – привыкание существенно затянется.

    Давайте понемногу

    Любой незнакомый продукт необходимо давать ребёнку в очень небольшом количестве, чтобы избежать негативных реакций со стороны желудочно-кишечного тракта или возникновения аллергии.

    Подобная осторожность крайне важна, поскольку маленький человечек впервые пробует новую пищу. Неизвестно, как его организм отнесётся к безвредному, казалось бы, яблоку либо кабачку.

    Начинать можно с минимальной дозы – половине чайной ложечки, несмотря на то, что ребёнку уже может быть семь или восемь месяцев. За неделю следует постепенно довести объём нового продукта до нормы, которая соответствует возрасту.

    Откажитесь от насилия

    Заставить ребёнка есть – крайне вредная и непродуктивная родительская тактика. Нельзя упорствовать, вводя прикорм, поскольку так можно сформировать неправильное пищевое поведение с ранних лет.

    С другой стороны, питание малыша должно быть разнообразным, поэтому важно отличать обычную капризность от неприязни к конкретному продукту. В первом случае стоит попробовать вновь предложить пюре или кашу через некоторое время.

    Вводите каждый раз по одному продукту

    Всякий раз следует знакомить младенца только с одним новым продуктом. Это так называемый принцип монокомпонентности. Если вы даёте ребёнку овощное пюре, то нельзя смешивать кабачок и морковь. Сперва предлагается кабачок, а уже затем морковка.

    Последовательное знакомство с продуктами помогает определять, как детский организм реагирует на тот или иной продукт. Если у малыша появится сыпь либо возникнет диарея, можно будет понять, что именно стало причиной нежелательных последствий.

    Начинайте с «правильных» продуктов

    Чаще всего первым вариантом прикорма становится овощное пюре. Но это если вес малыша соответствует возрастным показателям. В случае дефицита массы тела эксперты по кормлению рекомендуют давать блюда из злаков – различные виды каш.

    Не начинайте прикорм с измельчённых сладких фруктов. Приятный вкус этих блюд может стать причиной того, что в дальнейшем ребёнок откажется от более пресных овощных пюре.

    Что делать, если ребёнок не ест прикорм?

    Итак, общепринятые принципы введения прикорма понятны. Но как же вести себя родителям, если ребёнок отказывается от прикорма и всячески демонстрирует неодобрение желанию мамы познакомить его с новыми продуктами?

    О том, как приучить малыша к незнакомым блюдам, рассказывают многие источники. Мы выбрали самые действенные и популярные способы:

    Если малыш, будучи приученным к определённому продукту, начинает от него внезапно отказываться, сделайте перерыв. Через неделю или чуть больше интерес к знакомому блюду обязательно вернётся, и кроха с аппетитом будет кушать пюре или кашу.

    Решение распространённых проблем

    Детям требуется определённое количество времени на привыкание к незнакомым прежде продуктам. Этот процесс часто затягивается или сопровождается некоторыми проблемами, о самых распространённых трудностях мы расскажем подробнее.

    Знакомство с твёрдыми продуктами происходит с применением ложки. Чаще всего для прикорма приобретают специальные пластмассовые приспособления, которые отличаются лёгкостью и привлекательным внешним видом.

    Чтобы проблем со столовыми приборами и прикормом не возникло, многие мамы дают водичку с ложки, отказываясь от использования бутылочки (речь в данном случае идёт об естественниках). Сначала в дело идёт кофейная ложечка, а затем – чайная.

    Если ребёнок категорически не ест с ложки, разрешите ему пробовать брать еду ручками. А как только он пристрастится к прикорму, давайте в ладошку столовый прибор. Разумеется, о чистоте на время можно будет позабыть, однако формирование полезной привычки в данном случае намного важнее.

    Ребёнок не хочет есть кашу или овощное пюре

    Овощная пюрешка может не понравиться ребёнку из-за пресного вкуса, но излишне подслащивать её не следует, иначе в дальнейшем маленький человечек станет отказываться от любых несладких блюд.

    То же самое относится и к кашам, которые обычно вводятся после овощных ингредиентов. Самые популярные крупы – гречка, рис или кукуруза. Варят каши для младенцев на воде, избегая добавления коровьего молока и сахарного песка.

    Если ребёнок не ест кашу или овощные продукты, попробуйте немного схитрить. В приготовленное блюдо добавьте небольшое количество грудного молочка или искусственной смеси. Знакомый вкус поможет малышу скорее свыкнуться с новым рационом.

    Не забывайте, что прикармливание – не замена материнского молока или адаптированной смеси, а добавка к прежнему типу детского питания. Как уже было сказано, до года детское меню будет только на 25 % состоять из прикорма. Поэтому не переживайте, а набирайтесь терпения.

    Перейдём от медицинских рекомендаций к психологическим. Специалисты советуют не зацикливаться на процессе, а воспринимать его как ещё один этап взросления ребёнка. В конце концов, не будет же малыш и в три года кушать исключительно молоко!

    О чём ещё следует помнить родителям?

    1. Нельзя наказывать малыша за перевёрнутую чашу или измазанное кашей лицо. Младенец ещё моторно неловок, поэтому аккуратность ему несвойственна. К тому же излишняя мамина принципиальность может негативно сказаться на пищевом интересе ребёнка.
    2. Не заставляйте своё чадо есть, но одновременно старайтесь разнообразить детское меню, грамотно предлагая различные блюда. Чрезмерная избирательность в продуктах чревата будущими капризами или воспитанием малоежки.
    3. Приобретайте яркие столовые принадлежности. Пусть на тарелках, кружках будут изображены любимые младенческие мультяшные персонажи. Ложечки также должны быть привлекающими внимание маленького едока.

    Старайтесь придерживаться определённого режима. Ежедневно необходимо предлагать крохе кашку на завтрак в одно и то же время. А вот на полдник ребёнок пусть пробует блюда из овощей. Такой распорядок формирует правильное пищевое поведение.

    Таким образом, введение прикорма требует от родителей максимум внимания и одновременно спокойствия. Не стоит переживать, если, допустим, ребёнок в 8 месяцев не ест гречневую кашу или тыквенное пюре. До годика основным блюдом для малыша является мамино молоко или смесь.

    Главная задача родителей в течение второго полугодья жизни младенца – знакомить его с новыми продуктами, поощрять пищевой интерес. Через некоторое время кроха перейдёт к обычному семейному рациону и будет с удовольствием уплетать мамины кулинарные шедевры.

    (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

    Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.