• Как развивать психологию. Этапы развития психологии

    ). Сейчас мне хочется посвятить себя писательскому делу, если можно так выразиться, но и о психологии тоже не забываю. Иногда ко мне обращаются за консультациями, а я сама стараюсь быть в курсе свежих трендов в науке.

    Для вас составила ТОП-10 лучших книг по психологии + 1 книга бонусом (не смогла пройти мимо). Это подборка для тех, кто хочет познать себя, узнать больше о психологии человека и просто быть счастливым.

    Надо сказать, люди устроены удивительным образом. Эмоции, интеллект, поступки и отношения, карьера, общение и воспитание детей, личность, мечты и творчество - это лишь малая часть того, что изучает загадочная наука о душе. Давайте разбираться, что к чему 😉

    Почему мы ошибаемся

    На перекрестке правши чаще поворачивают направо, а левши - налево. В 90% автокатастроф виноваты люди. Эксперты НАСА ошибаются в расчетах. Почему? Эта книга расскажет, как мы попадаемся в ловушки мышления, и научит не наступать на одни и те же грабли.

    Психология

    Самый простой в мире курс психологии. Никаких скучных теорий! Только увлекательные идеи, поразительные эксперименты и неизвестные факты из жизни великих психологов.

    Путь к процветанию

    Выдающийся психолог современности Мартин Селигман - основоположник позитивной психологии: он изменил к лучшему не одну тысячу жизней. Слова профессора позитивной психологии обладают магическим свойством - дают силы, излечивают и вдохновляют. Для тех, кто хочет стать счастливым.

    Вся правда о неправде

    Вы хотите знать, почему и как мы обманываем? Во всех культурах люди делают одно и то же - врут себе и о себе: это может быть маленькая ложь во спасение или крупная афера. Книга полезна каждому, кто хочет посмотреть на себя со стороны и поразмышлять на тему правды и лжи.

    Уверенность в себе

    Элис Мьюир - опытный психолог, тренер и коуч по личностному росту. Она уверена: уверенность в себе прекрасно развивается. Тесты и упражнения из книги помогут повысить самооценку, производить хорошее впечатление и лучше противостоять стрессу.

    Подарок моря

    Когда переворачиваешь последнюю страничку, становится немного жаль - кажется, что возвращаешься из отпуска у моря, где царит спокойствие и благодать. Это книга о душевной гармонии, поисках себя и самых важных вещах в жизни - отношениях, любви, обязательствах и семье, искренности, заботах и творчестве. Неоднократно переиздается с 1955 года.

    Психология мотивации

    Почему один человек рискует, а другой прячет голову в песок? Отчего кто-то настроен позитивно, а кто-то воспринимает любую мелочь как трагедию? Книга по психологии для тех, кому интересна природа человеческого поведения и способы влияния на чужой выбор.

    Призвание

    Вы не думали о том, что можете достичь большего? Никогда не поздно найти свое призвание. Множество историй и примеров из жизни продемонстрируют, что каждый человек талантлив. Нужно лишь понять, кто ты есть на самом деле. Книга-маяк для тех, кто заплутал в дороге к своей мечте.

    Эмоциональный интеллект. Российская практика

    О том, как сделать эмоции своим союзником. Наши чувства и эмоции - прекрасный инструмент, который может помочь прийти к успеху в отношениях, личной жизни и карьере. Научит управлять своими и даже (немного) чужими эмоциями.

    И, конечно, обещанный бонус. Одиннадцатая книга в ТОП-10 книг по психологии. Звучит странновато, согласна, но я просто не могла обойти вниманием эту книгу.

    Мудрость Ганди

    На самом деле Махатма - это не имя, а титул. Он означает «великая душа». Конечно, Ганди совсем не психолог. Но насколько далеко отстоят друг от друга психология, философия и духовное лидерство? Горячо рекомендую прочесть «Мудрость Ганди». Это самая что ни на есть книга по практической психологии, которая преподает нам важные уроки жизни.

    И еще. Если х отите первыми узнавать о книжных новинках МИФа, получать письма с полезными советами и хорошими скидками, подписывайтесь на нашу рассылку по саморазвитию . До встречи!

    Как и , берет свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» (от греч.psyche - душа,logos - учение, наука) означает «учение о душе». Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись другими.

    Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

    Психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.

    История становления и развития психологии

    Мифологические представления о душе

    Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

    Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

    В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

    Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

    Психологические знания в античный период

    Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

    Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

    Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

    Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).

    Платон разработал учение о бессмертной душе , обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия , вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

    Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.

    Ученик — (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма, , а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

    Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.

    Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.

    Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель , позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

    При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

    Психология в Средние века

    При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

    Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

    Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

    Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

    Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

    Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

    Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

    Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

    «Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

    Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

    В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

    Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

    Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в XV в. и распространившееся в Европе в XVI в., получило название «Возрождение». Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от догматов и ограничений, наложенных на них средневековыми религиозными представлениями. В результате довольно активно стали развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку.

    Громадное влияние на психологическую мысль XVII-XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук. Механическая картина природы обусловила новую эпоху в развитии европейской психологии.

    Начало механическому подходу к объяснению психических явлений и сведению их к физиологии было положено французским философом, математиком и естествоиспытателем Р. Декартом (1596-1650), который первым разработал модель организма как автомата или системы, работающей подобно искусственным механизмам в соответствии с законами механики. Тем самым живой организм, который раньше рассматривался как одушевленный, т.е. одаренный и управляемый душой, освобождался от ее определяющего влияния и вмешательства.

    Р. Декарт ввел понятие рефлекса , ставшее впоследствии фундаментальным для физиологии и психологии. В соответствии с декартовой схемой рефлекса внешний импульс передавался в мозг, откуда происходила ответная реакция, приводящая в движение мышцы. Им давалось объяснение поведению как чисто рефлекторному феномену без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые движения — такие, как защитная реакция зрачка на свет или руки на огонь, — но и самые сложные поведенческие акты удастся объяснить открытой им физиологической механикой.

    До Декарта веками считалось, что вся деятельность по восприятию и обработке психического материала производится душой. Он же доказывал, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Каковы же функции души?

    Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по единственному признаку — непосредственной осознаваемости своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем самым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

    Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.

    Еще одна попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе была сделана одним из первых оппонентов Р. Декарта — голландским мыслителем Б. Спинозой (1632-1677), который рассматривал все многообразие чувств человека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Им был обоснован важный для понимания психических явлений общенаучный принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объясни мости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего утверждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

    Тем не менее современник Спинозы немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц (1646-1716) рассматривал соотношение духовных и телесных явлений на основе психофизиологического параллелизма , т.е. независимого и параллельного их сосуществования. Он считал зависимость психических явлений от телесных иллюзией. Душа и тело действуют самостоятельно, однако между ними существует предустановленная гармония на основе Божественного разума. Доктрина психофизиологического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как науки, в настоящее же время принадлежит истории.

    Другая идея Г.В. Лейбница о том, что каждая из бесчисленного множества монад (от греч.monos — единое), из которых состоит мир, «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной, нашла неожиданное эмпирическое подтверждение в некоторых современных концепциях сознания.

    Следует отметить также, что Г. В. Лейбниц ввел понятие «бессознательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт — апперцепция, включающий память и внимание. Идеи Лейбница существенно изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в научное психологическое знание.

    Другое направление в становлении новоевропейской психологии связано с английским мыслителем Т. Гоббсом (1588-1679), который начисто отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по законам механики. Психические явления подводились им под действие механических законов. Т. Гоббс считал, что ощущения являются прямым результатом воздействия материальных предметов на организм. По закону инерции, открытому Г. Галилеем, из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют последовательность мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств.

    До Гоббса в психологических учениях царил рационализм (от лат.pationalis - разумный). Начиная с него, за основу познания был принят опыт. Рационализму Т. Гоббс противопоставил эмпиризм (от греч.empeiria — опыт), от которого возникла эмпирическая психология.

    В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Т. Гоббса — Дж. Локку (1632-1704), который в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию , под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. Понятие рефлексии прочно вошло в психологию. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, как интроспекция , т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образами, представлениями, чувствами, какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ним субъекта.

    Начиная с Дж. Локка, предметом психологии становятся явления сознания , которые порождают два опыта - внешний , исходящий от органов чувств, и внутренний , накапливаемый собственным разумом индивида. Под знаком этой картины сознания складывались психологические концепции последующих десятилетий.

    Зарождение психологии как науки

    В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

    Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу», возбуждение одного плеча которой закономерно и необратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Это открытие доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, что было воспринято как опровержение учения о душе как особой бестелесной сущности.

    Изучая воздействие стимулов на нервные окончания органов чувств, немецкий физиолог Г.Э. Мюллер (1850-1934) сформулировал положение о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Это положение было возведено в ранг закона, в результате чего психические процессы перемещались в тот же ряд, что и зримая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, которая их порождает. Оставалось, правда, неясным главное — каким образом совершается чудо порождения психических явлений.

    Немецкий физиолог Э.Г. Вебер (1795-1878) определил зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. В ходе экспериментов обнаружилось, что существует вполне определенное (для разных органов чувств различное) отношение между первоначальным раздражителем и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало другим.

    Основы психофизики как научной дисциплины были заложены немецким ученым Г. Фехнером (1801 — 1887). Психофизика, не затрагивая вопроса о причинах психических явлений и их материальном субстрате, выявляла эмпирические зависимости на основе внедрения эксперимента и количественных методов исследования.

    Работы физиологов по изучению органов чувств и движений готовили новую психологию, отличающуюся от традиционной психологии, тесно связанной с философией. Была создана почва для отделения психологии и от физиологии, и от философии в качестве отдельной научной дисциплины.

    В конце XIX в. почти одновременно сложилось несколько программ построения психологии как самостоятельной дисциплины.

    Наибольший успех выпал на долю В. Вундта (1832-1920), немецкого ученого, который пришел в психологию из физиологии и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

    Организовав в 1875 г. в Лейпциге первый психологический институт, В. Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе путем выделения во внутреннем опыте простейших структур, положив начало структуралистскому подходу к сознанию. Сознание было разбито на психические элементы (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

    Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт». Главным методом - интроспекция , суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании.

    Метод экспериментальной интроспекции имеет существенные недостатки, которые очень быстро привели к отказу от программы исследования сознания, предложенной В. Вундтом. Недостаток метода интроспекции для построения научной психологии — его субъективность: каждый испытуемый описывает свои переживания и ощущения, которые не совпадают с ощущениями другого испытуемого. Главное же состоит в том, что сознание не слагается из каких-то застывших элементов, а находится в процессе развития и постоянного изменения.

    К концу XIX в. иссяк энтузиазм, который некогда пробудила вундтова программа и заложенное в ней понимание предмета психологии навсегда потеряло доверие. Многие ученики Вундта порвали с ним и пошли другим путем. В настоящее время вклад В. Вундта видят в том, что он показал, каким путем не должна идти психология, поскольку научное знание развивается не только путем подтверждения гипотез и фактов, но и их опровержения.

    Осознавая неудачу первых попыток построения научной психологии, немецкий философ В. Дилыпей (1833-1911) выдвинул идею «двух исихологий»: экспериментальной, родственной по своему методу естественным наукам, и другой психологии, которая взамен экспериментального изучения психики занимается интерпретацией проявления человеческого духа. Он отделил изучение связей психических явлений с телесной жизнью организма от их связей с историей культурных ценностей. Первую психологию он назвал объяснительной , вторую - понимающей.

    Западная психология в XX столетии

    В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога Л. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию . В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии - трансперсональная психология.

    Исторически первым был бихевиоризм , который получил свое название от провозглашенного им понимания предмета психологии — поведения (от англ.behavior - поведение).

    Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958), поскольку именно он в статье «Психология, как ее видит бихевиорист», опубликованной в 1913 г., выступил с призывом создать новую психологию, констатировав тот факт, что за полстолетия своего существования в качестве экспериментальной дисциплины психологии так и не удалось занять достойного места среди естественных наук. Причину этого Уотсон усмотрел в ложном понимании предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.

    Субьективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должен быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением.

    Через десять лет после программной статьи Уотсона бихевиоризм стал властвовать почти во всей американской психологии. Дело в том, что прагматическая направленность исследований психической деятельности в США была обусловлена запросами со стороны экономики, а в дальнейшем — со стороны средств массовых коммуникаций.

    Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения условных рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.

    Первоначальная схема Дж. Уотсона, объясняющая поведенческие акты как реакцию на предъявляемые стимулы, была далее усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез, когнитивной карты мира и т.п. Введение посредствующего звена несколько усложнило схему, но не изменило ее сути. Общий подход бихевиоризма к человеку как животному , отличающемуся словесным поведением , остался неизменным.

    В работе американского бихевиориста Б. Скиннера (1904-1990) «По ту сторону свободы и достоинства» понятия свободы, достоинства, ответственности, морали рассматриваются с позиций бихевиоризма как производные от «системы стимулов», «подкрепительных программ» и оцениваются как «бесполезная тень в человеческой жизни».

    Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный 3. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую и американскую культуру общие понятия «психологии бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и т.д. и т.п. В отличие от бихевиористов, психоаналитики стали изучать сознание, строить гипотезы о внутреннем мире личности, вводить новые термины, претендующие на научность, но не поддающиеся эмпирической проверке.

    В психологической литературе, в том числе и в учебной, заслуга 3. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из трех частей — сознательной, бессознательной и сверхсознатсльной. В этой модели 3. Фрейд не открыл бессознательное, поскольку феномен бессознательного был известен еще с античности, а поменял сознание и бессознательное местами: бессознательное стаю центральным компонентом психики , нал которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.

    Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.

    Несмотря на явное различие и, казалось бы, даже противоположность подходов, бихевиоризм и психоанализ сходны между собой — оба эти направления строили психологические представления, не прибегая к духовным реалиям. Недаром представители гуманистической психологии пришли к выводу, что обе главные школы — бихевиоризм и психоанализ — не видели в человеке специфически человеческого, игнорировали реальные проблемы человеческой жизни — проблемы добра, любви, справедливости, а также роль нравственности, философии, религии и были ничем иным, как «клеветой на человека». Все эти реальные проблемы рассматриваются как производные от основных инстинктов или социальных отношений и коммуникаций.

    «Западная психология XX в., — как пишет С. Гроф, — создала весьма негативный образ человека — какой-то биологической машины с инстинктивными импульсами звериной природы».

    Гуманистическая психология в лице Л. Маслоу (1908-1970), К. Рождерса (1902-1987). В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Предметом психологических исследований представители гуманистической психологии считали здоровую творческую личность. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.

    Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

    Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность попытками построить психологию на мировоззренческой базе естествен но-научного материализма высказывает и трансперсональная психология , которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.

    Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961), хотя сам Юнг называл свою психологию не трансперсональной, а аналитической. Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

    Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой показал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. К.Г. Юнг не игнорировал бессознательное, а уделяя большое внимание его динамике, дал новую трактовку, суть которой втом, что бессознательное — это не психобиологическая свалка отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, а творческий, разумный принцип, связывающий человека со всем человечеством, с природой и космосом. Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи ио своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологии.

    Основоположник транспсрсональной психологии американский психолог С. Гроф констатирует, что мировоззрение, основанное на естествен но-научном материализме, уже давно устаревшее и ставшее анахронизмом для теоретической физики XX в., все еще продолжает считаться научным в психологии, в ущерб ее будущему развитию. «Научная» психология не может объяснить духовной практики целительства, ясновидения, наличия паранормальных способностей у индивидов и целых социальных групп, сознательный контроль внутренних состояний и т.д.

    Атеистический, механистический и материалистический подход к миру и существованию, считает С. Гроф, отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы — с телесным «Я» и хилотропным (т.е. связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

    Такое усеченное отношение к самому себе и к собственному существованию чревато в конечном счете ощущением тщетности жизни, отчужденностью от космического процесса, а также ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое состояние приводит к отчуждению от природы, к ориентации на «безграничный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах существования. Как показывает опыт, такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на личном, и на коллективном уровне.

    Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

    В последнее десятилетие опубликовано множество работ по трансперсональной психологии, а в учебниках и в учебных пособиях это направление преподносится как новейшее достижение в области развития психологической мысли без какого-либо анализа последствий применяемых при исследовании психики методов. Методы трансперсональной психологии, претендующей на познание космического измерения человека, между тем не связаны с понятиями нравственности. Эти методы направлены на формирование и трансформацию особых, измененных состояний человека с помощью дозированного применения наркотиков, различных вариантов гипноза, гипервентиляции легких и т.п.

    Несомненно, что исследования и практика трансперсональной психологии обнаружили связь человека с космосом, выход сознания человека за обычные барьеры, преодоление во время транс- персональных переживаний ограничений пространства и времени, доказали само наличие сферы духовного и многое другое.

    Но в целом этот путь исследования психики человека представляется весьма пагубным и опасным. Методы трансперсональной психологии рассчитаны на то, чтобы, сломив естественные защитные силы, проникнуть в духовное пространство личности. Транс- персональные переживания наступают в состоянии одурманенно- сти человека наркотиком, гипнозом или усиленным дыханием и не приводят к духовному очищению и духовному росту.

    Становление и развитие отечественной психологии

    Пионером психологии как науки, предметом которой является не душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву считать И.М. Сеченова (1829-1905), а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Поэтому для психологии, по мысли И.М. Сеченова, единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод.

    Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

    В советский период российской истории в первые 15-20 лет советской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, феномен — невиданный взлет в целом ряде научных областей — физике, математике, биологии, лингвистике, в том числе и в психологии. Например, только в 1929 г. в стране вышло около 600 названий книг по психологии. Возникают новые направления: в области психологии обучения — педология, в области психологии трудовой деятельности — психотехника, проводились блестящие работы по дефектологии, судебной психологии, зоопсихологии.

    В 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психологические концепции и психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. Исторически психология сама способствовала подобному отношению к исследованиям в области психики. Психологи — сначала в теоретических исследованиях и стенах лабораторий — как бы отодвигали на второй план, а затем и вовсе отрицали у человека право на бессмертную душу и духовную жизнь. Затем на смену теоретикам пришли практики и стали обращаться с людьми как с бездушными объектами. Этот приход был не случайным, а подготовленным предыдущим развитием, в котором свою роль сыграла и психология.

    К концу 50-х — началу 60-х гг. сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов. Психическое отражение рассматривалось как идеальная форма существования материального. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась.

    Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.C. Выготский (1896-1934), Л.Н. Леонтьев (1903-1979), ДН. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902-1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.

    В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией открылись новые возможности и встали новые проблемы. Развитие отечественной психологии в современных условиях уже не соответствовало жестким догмам диалектико-материалистической философии, что, безусловно, предоставляет свободу творческого поиска.

    В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентаций.

    Марксистски ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали парадигмы мышления, которые определяют психологические исследования.

    Западнически ориентированная психология представляет собой ассимиляцию, адаптацию, подражание западным течениям в психологии, которые были отторгаемы предыдущим режимом. Обычно на путях подражания продуктивные идеи не возникают. К тому же основные течения западной психологии отражают психику западноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. Поскольку универсальной психики не существует, теоретические схемы и модели западной психологии универсальностью не обладают.

    Духовно ориентированная психология , направленная на восстановление «вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б. Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Сло- бодчикова, В.П. Зинченко и В.Д. Шадрикова. Духовно ориентированная психология опирается на традиционные духовные ценности и признание реальности духовного бытия.

    Вся наша жизнь - это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека - это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире - это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

    Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями - знаниями о психологии человека.

    Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» - это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

    Психология (от древнегреческого «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

    Является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

    Объект психологии - это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

    Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

    • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
    • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
    • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
    • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
    • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
    • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
    • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
    • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
    • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

    Основные разделы психологии:

    • Акмеология
    • Дифференциальная психология
    • Гендерная психология
    • Когнитивная психология
    • Виртуальная психология
    • Военная психология
    • Прикладная психология
    • Инженерная психология
    • Клиническая (медицинская психология)
    • Нейропсихология
    • Патопсихология
    • Психосоматика и психология телесности
    • Онкопсихология
    • Психотерапия
    • Педагогическая психология
    • Психология искусства
    • Психология родительства
    • Психология труда
    • Психология спорта
    • Психология управления
    • Экономическая психология
    • Этнопсихология
    • Юридическая психология
    • Криминальная психология
    • Судебная психология

    Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

    Применение психологических знаний

    Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

    Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

    Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

    Как этому научиться?

    Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний - тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

    Есть два аспекта обучения этому навыку - теоретический и практический.

    • Теоретический аспект психологии - это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
    • Практический аспект психологии - это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

    Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

    С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса - не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность - это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

    Данный курс «Психология человека» - это:

    • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
    • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
    • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
    • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
    • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
    • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
    • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
    • Способ прийти к гармонии и счастью.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    Уроки психологии

    Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное - это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

    Как проходить занятия?

    Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

    Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день - изучение материала, 2 дня - проверка на практике, 1 день - выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека - это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

    Дополнения и вспомогательные материалы:

    Психологические игры и упражнения

    Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

    Существует ли возможность начать развивать свои психические способности легко и прямо сейчас? Узнайте об удивительно простых и понятных способах!

    Первый шаг!

    Существует огромное количество разной литературы для развития своих психических (экстрасенсорных) способностей. Издано много ценных книг, в то же время есть сложные для восприятия произведения.

    Если вы хотите развить свои психические способности, и не знаете, с чего начать, то в этой статье вы найдете два простых упражнения.

    Для их выполнения не нужно много времени, а результаты появятся очень быстро.

    Упражнение 1: Телепатические послания

    У многих людей происходила ситуация, когда они заранее «знали» о том, что определенный человек позвонит им по телефону, и через несколько несколько минут это действительно происходило.

    Или наоборот, когда человек звонил другому, и тот говорил, что как раз хотел «набрать» в ответ.

    Как это работает?

    Это происходит, потому что один человек думает о другом, сознательно или подсознательно¹, и тем самым «вызывает» его.

    Мысли – это энергия, и люди чувствуют ее по отношению друг к другу. Этого достаточно, чтобы человек бессознательно ощутил мысли другого.

    И если в большинстве случаев это происходит неосознанно, то вы можете сделать это сознательным процессом!

    Как побудить человека позвонить? Методика

    1. Сначала практик выбирает того человека, с которым хочет войти в контакт.

    Внимание!

    Сначала определите: захочет ли этот человек с вами общаться. Нельзя использовать эту технику для вызова того, который не хочет с вами общаться или с кем у вас плохие отношения.

    2. Практикующий начинает делать дыхательное упражнение – вдох на 4 счета, задержка дыхания на 4 счета и выдох на 8. Повторяет 3 раза.

    3. Затем человек закрывает глаза и представляет на внутренней стороне век «фильм».

    Практик визуализирует себя находящимся в большом парке, на широкой зеленой лужайке. Он держит в руках 7 воздушных шариков цветов радуги: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, голубого и фиолетового.

    Человек смотрит на них, представляя яркие цвета, и после поочередно запускает шарики в небо, начиная с красного. Практикующий наблюдает, как он улетает, исчезая в голубом небе, затем отпускает следующий шарик, оранжевый, и т.д.

    Тем людям, у которых навык визуализации не развит, может быть сложно сосредоточиться или ярко визуализировать цвета.

    4. Как только человек запустил в небо все воздушные шары, он представляет комнату с телефоном посередине.

    В нее заходит тот, кто должен позвонить (друг). Практик наблюдает, как этот человек подходит к телефону, набирает нужный номер и начинает радостно разговаривать. После необходимо увидеть себя наслаждающимся общением со своим другом.

    Важно ощутить реальность происходящего в воображении, словно это в действительности случилось!

    5. Эту практику требуется повторять ежедневно в течение пяти дней по 10-15 минут. Это делается для наработки этой способности; вместе с опытом вы научитесь «запрашивать» звонок очень быстро.

    В итоге нужный человек позвонит вам!

    Упражнение 2: Угадывание времени

    Легким способом начать развитие экстрасенсорных способностей является упражнение на угадывание времени.

    Когда человеку нужно узнать время, он закрывает глаза и спрашивает себя «сколько сейчас времени (который сейчас час)?»

    Нужно научиться улавливать первую возникшую в сознании мысль. Именно она является верной, потом включается ум и его догадки.

    С практикой этого простого упражнения вы научитесь угадывать время вплоть до минуты!

    Упражнение 3: Внутренний будильник

    Еще один способ развития психических способностей – установка намерения проснуться в определенное время.

    Нарабатывать это лучше в выходные дни, когда не обязательно вставать утром на работу или учебу, и нет риска проспать.

    Ход практики:

    1. Необходимо выбрать время пробуждения.

    Для примера, пусть это будет 8 часов утра.

    2. Затем нужно мысленно обратиться к своему подсознанию или Высшему Я: «Мое Высшее Я, прошу тебя разбудить меня в 8 часов утра следующего дня! Полностью тебе доверяю и полагаюсь на твою волю! ОМ!»

    Чтобы усилить намерение, можно объяснить причину, зачем это нужно.

    3. Естественно не нужно устанавливать будильник.

    4. Сразу после пробуждения нужно посмотреть на часы и проверить, который час.

    Сверхспособности нарабатываются только при регулярных тренировках! Все описанные упражнения необходимо повторять до наступления результата, а затем продолжить закрепления успеха.

    Эти упражнения отлично подойдут для того, что начать развивать свои психические способности. Они тренируют внимание, и намерение человека: это основа для дальнейшего раскрытия экстрасенсорного потенциала!

    Узнайте бесплатно о своем жизненном предназначении и бизнесе вашей судьбы! Возможно, именно в этом кроется самое важное решение в вашей жизни! Получите краткую диагностику, составленную лично для вас! Для этого просто перейдите по ссылке >>>

    Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

    ¹ Подсознание - термин, применявшийся для обозначения психических процессов, протекающих без отображения их в сознании и помимо сознательного управления (

    Некоторые считают, что у всех людей есть особые психические способности. У некоторых из нас такие естественные способности развиты сильней, чем у других - так же, как кто-то проявляет большие успехи в музыке или математике. Как и все другие навыки, психические способности можно тренировать и улучшать. С помощью следующих упражнений вы сможете развить свои данные природой подсознательные способности.

    Шаги

      Медитируйте. Поэкспериментируйте с различными техниками и найдите ту, которая лучше всего вам подходит. Питайтесь здоровой пищей. Помните, не существует правильного или неправильного способа медитировать. Единственно важно только то, чтобы вы смогли расслабиться и сконцентрироваться. Чем дольше вы практикуете медитацию, тем сильней вы будете ощущать существование вашей внутренней духовной энергии. Она представляет собой связующее звено с вашей духовной сущностью, которая ассоциируется с интуицией и предчувствиями. Усиление данного связующего звена поможет увеличить ваши психические способности. Медитация является исключительно важным процессом для развития духовной энергетики. С помощью медитации можно преодолеть большое количество жизненных трудностей. Например, если ваш ребенок медленно учится читать, научите его медитировать, и дело сразу пойдет на лад. Возможно, это звучит странно, но медитация действительно помогает.

      Старайтесь как можно больше взаимодействовать с окружающим миром. Перед тем как подняться с постели утром, попробуйте полежать несколько минут, не открывая глаза. Постарайтесь приметить как можно больше визуальных образов, звуков и запахов, прежде чем вы откроете глаза. Выполнение данного упражнения в течении нескольких недель поможет значительно развить интуицию и усилить восприятие окружающего мира.

      Слушайте. Процесс слушания очень важен для развития более высокого уровня духовности. Спустя некоторое время после начала данных тренировок, вы начнете замечать повышение общего уровня духовного восприятия мира, который, соответственно, разовьет вашу интуицию.

      Обращайте внимание на случайные чувства и мысли. Всегда держите под рукой дневник и старайтесь записывать все те мысли, которые приходят, казалось бы, из ниоткуда. Со временем вы заметите, как они начнут упорядочиваться. Мысли, которые ранее казались случайными и бессвязными, начнут оформляться в узнаваемые идеи и стройные рассуждения.

      Записывайте в дневник ваши сны. Если вы будете постоянно выполнять описанные выше упражнения, то заметите, что сны становится всё проще вызывать снова и снова. Несколько минут после пробуждения, проведенные с закрытыми глазами, помогут вам легче и более детально запоминать сны, чем при мгновенном вскакивании с кровати. Старайтесь устанавливать будильник за 10 - 15 минут до вашего нормального времени пробуждения. Уделите немного времени на вспоминание ваших снов и сделайте пометки в дневнике.

      Пользуйтесь силой тишины и уединения. Мыслительные процессы проходят легче вдали от шума и суеты, особенно если речь идёт о развитии внутренней психической устойчивости и концентрации. Проводите время в окружении естественных звуков природы: пение птиц, шум текущей воды, водопад и так далее. Этот природный звуковой фон хорошо известен своей способностью развивать интуицию и психические способности. Но самое главное - всегда будьте открыты новому!

    • Также полезно прислушиваться к своему внутреннему голосу, давать ему возможность управлять вашими поступками. Каждый человек хоть раз слышал этот голос сквозь поток собственных мыслей, когда он подсказывал нам, что хорошо, а что плохо. Обычно мы им пренебрегаем, а затем жалеем, ведь если бы мы к нему прислушались, то поступили бы по-другому. Внутренний голос является чем-то вроде духовного путеводителя. Это очень мощный инструмент, если уметь правильно им пользоваться.
    • Описанное выше простейшее упражнение может дать значительные результаты, если выполнять его регулярно. Оно является всего лишь одним из множества техник, которыми можно воспользоваться для расширения понимания своих психических способностей. Существует довольно много иных способов и методов. Во время поисков дополнительной информации, касающейся развития психических способностей, очень важно остерегаться любых методов, утверждающих, что психические способности развиваются под воздействием внешних сил. Или что психические процессы являются чем-то отличным от естественных человеческих способностей.
    • Хорошим психическим приемом, который поспособствует достижению поставленных вами целей, является особая сенситивность, достигаемая при помощи самогипноза.
    • Пробуйте снова и снова! Если вы легко расстраиваетесь из-за неудач, то развитие психических способностей не для вас. Мотивация и настойчивость чрезвычайно важны для достижения результата.
    • Вам может пригодиться диктофон. Держите его на ночном столике, чтобы при случае сразу же записать впечатления о сне, даже всё ещё находясь в состоянии полудрёмы.
    • Иногда придать силы для совершения действия может лишь осознание того, что кто-то в состоянии вас "сделать". Помните, что это лишь временный стимул, вызванный вашим подсознательным восприятием реального события.
    • Когда вы в следующий раз окажетесь в бассейне, попытайтесь предсказать, какого пола будет следующий человек, спускающийся с горки. Практическое применение психических способностей также способствует их развитию.

    Предупреждения

    • Большинство людей не очень благосклонно воспринимает разговоры о психических способностях или переживаниях.
    • Большинство людей не может или не станет воспринимать всерьез идею существования психических способностей.
    • Эффект от развития психических способностей тяжело понять и осознать. Вы можете даже нечаянно навредить себе, если перестараетесь. Тем не менее, предпринимайте попытки осознать происходящее с вами.
    • Официальная наука находится на пороге принятия достоверности научных исследований в области изучения человеческого сознания и парапсихологии. То есть получены доказательства существования таких психических явлений как телепатия, удаленное зрение, ясновидение, предсознание, целительство, психокинез, способность определить болезнь человека по его внешнему виду. Тем не менее, большинство людей не осведомлены о результатах данных исследований, а значительная часть населения придерживается псевдоскептического взгляда (в то время как настоящие скептики попытаются найти как можно больше информации, псевдоскептики не будут утруждать себя и сразу сделают вывод).