• Какие готовить блюда во время поста? Молитва во время поста.

    Великий пост - одно из главных событий православного года. Верующие готовятся к празднованию Пасхи, очищая душу, мысли и тело. Что можно употреблять в пищу в этот период и какие можно приготовить блюда во время поста, вы узнаете из статьи.

    в пост?

    Чтобы не нарушить пост и приготовить блюдо, разрешенное в конкретный день воздержания, нужно знать, какие продукты разрешены, а какие запрещены к употреблению. Великий пост считается самым строгим среди остальных. Особенно сложными для соблюдения являются первая и последняя недели.

    В самый первый день нужно полностью воздержаться от приема пищи. Холодные, без растительного масла блюда во время Великого поста разрешаются со вторника по пятницу. Называются такие дни сухоядением.

    В субботу и воскресенье пост наименее строгий. Так, в первую неделю поста в эти дни разрешается употреблять горячие блюда, заправленные растительным маслом.

    В остальные 5 недель Великого поста следует питаться таким образом: сухоядение нужно соблюдать в понедельник, среду, пятницу, а горячую пищу можно вкушать во вторник и четверг, в выходные же разрешается заправлять еду растительным маслом, допустимо пригубить немного красного вина. Можно готовить и праздничные блюда в пост, но они также не должны содержать запрещенные к употреблению продукты.

    В Лазареву субботу можно поставить на стол рыбную икру. А на следующий день, в Вербное воскресенье, и в позволено употребление рыбных блюд. Но тут следует учесть, что если вышеперечисленные праздники выпадают по календарю на Страстную неделю, то в этот период запрещено употребление любой пищи животного происхождения. В Страстную пятницу рекомендуется воздержаться от пищи, а в день накануне Пасхи разрешено сухоядение. Блюда, приготовленные в пост, должны не только не содержать запрещенные продукты, но и быть заряжены положительной энергетикой и чистыми помыслами повара.

    Во время поста готовят только из продуктов растительного происхождения. Запрещена животная пища: мясо, молочные продукты, сливочное масло, яйца и все производные. Нельзя употреблять фастфуды, снеки, газированные напитки и тому подобное. Пища должна быть растительного натурального происхождения. Блюда не должны быть слишком пряными, острыми или сладкими. Такая пища также является излишеством на столе.

    С точки зрения диетологии можно отметить, что постные блюда во время поста не только не вредят здоровью. Наоборот, они очищают организм от отложений и токсинов, укрепляют витаминами и минералами. Правильное соблюдение поста не вредит здоровью за счет того, что отсутствие животной пищи и всех необходимых веществ восполняется растительными компонентами. Так, нехватка животного белка заменяется растительным за счет употребления фасоли, гороха, пшеницы, орехов и грибов. Яблоки, бананы и гречка покроют дефицит железа. Сухофрукты с медом поддержат иммунитет. Часто основные блюда во время поста готовятся на базе различных круп. Последние несут полезные углеводы, которые насытят организм. Всевозможные овощи и фрукты придадут энергии и восполнят недостаток питательных веществ, микроэлементов и витаминов.

    Из разрешенных продуктов можно приготовить самые разнообразные простые, но вкусные блюда: супы, салаты, закуски, основные горячие и холодные кушанья и даже пироги. Предлагаем вам несложные, но неординарные рецепты блюд во время поста.

    Итальянский фасолевый суп

    Сытный, наваристый и необычный по вкусу суп станет украшением Для его приготовления понадобится:

    • фасоль консервированная - 200 г;
    • фасоль стручковая (можно замороженная) - 300 г;
    • 1 головка лука;
    • зубчик чеснока;
    • пол-литра томатного сока;
    • безяичная лапша (можно приготовить самостоятельно из муки и воды) - 250 г;
    • зелень (укроп, петрушка, зеленый молодой лук) по вкусу.

    Способ приготовления

    1. Сварите стручковую фасоль до готовности. Откиньте ее на дуршлаг.
    2. Мелко нарежьте лук и чеснок. Протушите в воде в глубокой кастрюле для супа. В дни, когда разрешено растительное масло, можно сделать зажарку.
    3. Влейте в лук с чесноком томатный сок. Потомите 15 минут при закрытой крышке.
    4. В отдельной кастрюле отварите лапшу в подсоленной воде.
    5. В томящийся томатный сок с луком и чесноком добавьте остальные ингредиенты: стручковую и консервированную фасоль, лапшу. Посолите по вкусу и прокипятите в течение 15 минут.
    6. Посыпьте суп свежей зеленью перед подачей на стол.

    Овощной салат с авокадо

    Какие блюда готовить в пост в дни сухоядения? Попробуйте сделать необычный салат с авокадо. Этот фрукт обладает высокой калорийностью. Поэтому предложенный салат не только обогатит витаминами, но и насытит организм постящегося человека.
    Чтобы его приготовить, понадобятся такие продукты:

    • помидоры - 2 шт.;
    • авокадо - 1 шт.;
    • средняя головка лука;
    • огурец - 2 шт.;
    • редис - 200 г;
    • лимонный сок;
    • соль.

    Приготовить салат очень просто. Для этого нужно все овощи и авокадо нарезать кубиками. Лук мелко нашинковать и замочить на 5-10 минут в лимонном соке. Затем смешать все ингредиенты, посолить. Заправить можно также лимонным соком или в разрешенные дни - оливковым маслом.

    «Рататуй»

    Из овощей также можно приготовить вкусные блюда в пост. Рецепты овощных салатов, рагу и тушеных овощей удивляют разнообразием вкусов. Мы предлагаем вам попробовать исконно итальянское овощное блюдо «Рататуй». В классическом рецепте перед запеканием все овощи обжариваются во фритюре. Мы немного видоизменили технологию приготовления и получили не менее вкусное и еще более полезное блюдо.

    Для приготовления «Рататуя» понадобятся такие продукты:

    • красный болгарский перец - 1 шт.;
    • 1 головка чеснок;
    • 1 луковица;
    • кабачки - 2 шт.;
    • синенькие - 2 шт.;
    • помидоры - 0.5 кг;
    • пол-литра томатного сока;
    • морская соль;
    • свежая зелень.

    Как приготовить «Рататуй»

    1. Очистите баклажаны от кожуры, нарежьте кружочками до 1 см шириной и замочите их в холодной воде на полчаса.
    2. Очистите помидоры от кожуры, обдав их кипятков.
    3. Почистите кожицу кабачков.
    4. Для приготовления соуса мелко нарезанный лук и сладкий перец с несколькими зубчиками чеснока протушите в половине стакана томатного сока до готовности овощей. Посолите. Перемелите смесь в блендере до образования густого соуса.
    5. В форму для запекания положите пищевой пергамент, сверху вылейте соус толщиной приблизительно в 1 см.
    6. Выкладывайте овощи, чередуя баклажан, кабачок, помидор таким образом, чтобы овощи впритык заполнили форму, как на фотографии ниже.
    7. Теперь приготовьте заправку. Для этого в ступе нужно размять зелень, морскую соль и несколько зубчиков чеснока. В разрешенные дни можно добавить оливковое масло. Готовой заправкой смажьте сверху овощи.
    8. Форму поставьте в духовку и запекайте при температуре 180 градусов полтора часа - до готовности овощей.

    Пельмени с квашеной капустой

    Какое блюдо приготовить в пост, удивив домочадцев и даже гостей? Сделайте пельмени! Мало кто знает, что такое традиционное блюдо может быть постным и одновременно не менее вкусным, чем оригинал. Только начинку придется заменить на овощную. Для пельменей с квашеной капустой понадобятся такие продукты:

    • мука - 500 г;
    • стакан воды;
    • подсолнечное масло - 100 г;
    • квашеная капуста - 500 г;
    • соль по вкусу.

    Приготовления такого блюда во время поста не займет много времени. Для начала нужно приготовить тесто. К сожалению, сделать его без растительного масла невозможно - тесто рассыплется. Поэтому такими пельменями порадовать близких людей можно только в определенные дни Великого поста.

    Для того чтобы приготовить тесто, необходимо смешать муку, воду, и добавить соль по вкусу. Замешанное круто тесто отправьте в холодильник на час. После чего раскатайте из теста «колбаски». Нарежьте их кусочками, раскатайте кружочки. Затем нужно отжать от лишнего сока квашеную капусту. Поместите начинку в середину каждого круга из теста и залепите в виде пельменя. Осталось лишь сварить изделие в подсоленной кипящей воде в течение 5-7 минут. Постные пельмени с квашеной капустой готовы!

    Плов с сухофруктами

    Какие блюда готовить в пост на основное? Ведь в русской кухне заведено считать мясные угощения главными украшениями стола. Можно предложить приготовить овощное рагу, каши с грибами в горшочках, соте, в определенные дни изюминкой рациона станет рыба. Мы предлагаем вам и сытного плова. Для его приготовления нужны такие ингредиенты:

    • рис (лучше выбрать длиннозерные сорта) - 1.5 стакана;
    • пару больших луковиц;
    • морковь - 750 г;
    • вяленые финики - 150 г;
    • курага - 350 г;
    • корень имбиря;
    • лимонный сок - 4 ст. л.;
    • молотая зира;
    • молотый кориандр;
    • молотая корица;
    • овощной бульон - 3 стакана;
    • мед жидкий - 2 ст. л.;
    • веточка мяты;
    • соль.

    Как приготовить плов

    1. Промойте рис и замочите его в холодной воде на полчаса.
    2. Очистите овощи.
    3. Морковь нарежьте крупными брусками, лук - кольцами.
    4. Мелко измельчите имбирь.
    5. Обжарьте нарезанные овощи в сотейнике. Добавьте все специи, посолите.
    6. Промытые и высушенные финики с курагой потомите в отдельной кастрюле с медом и лимонным соком в течение 3-5 минут.
    7. Добавьте медовую смесь в сотейник с обжаренными овощами.
    8. Рис откиньте на дуршлаг. Затем высыпьте в сотейник, разровняйте поверхность и залейте овощным бульоном. Накройте крышкой, уменьшите огонь и томите, не помешивая при закрытой крышке до готовности риса (примерно 20 минут).
    9. Снимите с огня. Выпустите пар, открыв крышку. Положите сверху веточку мяты и закройте крышкой. Дайте блюду настояться еще минут 10-15. Ароматный плов готов!

    Медовые пряники

    Можно приготовить даже сладкие блюда для поста. Готовим дома медовые постные пряники. Ими можно баловать домочадцев в любой Станут они и достойным украшением праздничного стола. Однако не забывайте, что сладкие блюда во время Великого поста употреблять в излишестве нельзя.

    Для их приготовления понадобится:

    • стакан сахара;
    • 500 г жидкого меда;
    • щепотка соды;
    • 7 стаканов муки;
    • 1 ч. л. лимонного сока;
    • 4 стакана охлажденной очищенной воды.

    Как готовить

    1. Смешайте в кастрюле воду, мед и сахар. Доведите смесь до кипения, постоянно помешивая. Растапливайте до полного растворения сахара. Затем снимите с огня. Дайте смеси остыть.
    2. Замесите тесто, смешав медовую массу с мукой и гашеной лимонным соком содой. Отправьте тесто в холодильник на полчаса.
    3. Раскатайте тесто шириной в 2 см. Выдавите формочки.
    4. Выпекайте пряники на противне при температуре 220 градусов 20 минут.
    5. Можно украсить выпечку сахарной пудрой или вареньем.

    Рецепты блюд во время поста можно создавать самостоятельно, немного видоизменяя классические и заменяя необходимые продукты. Таким образом получаются оригинальные постные кушанья, которые хозяйка может смело подавать к праздничному столу.

    Фруктовый торт

    Какие приготовить праздничные блюда в пост? Конечно же самый настоящий торт! Для приготовления вкуснейшего бисквитно-фруктового торта понадобятся такие продукты:

    • мука - 3 стакана;
    • полтора стакана фруктового сока по вкусу;
    • сахар - 400 г;
    • цедра от 2 апельсинов;
    • подсолнечное масло - 4 ст. л.;
    • 2 пакетика разрыхлителя;
    • ванилин - 2 пачки;
    • соль по вкусу.

    Для крема нужно подготовить следующие ингредиенты:

    • сахар - 5 ст. л.;
    • любой сок - 2 стакана;
    • манка (крупа) - 3 ст. л.

    Для пропитки коржей потребуются 2 большие ложки сахара и 500 г сока.

    Приготовление торта

    1. Замесите тесто из ингредиентов, необходимых для коржей. Разделите его пополам и испеките 2 бисквитных коржа при температуре 200 градусов в течение 20 минут.
    2. Один корж отправьте в холодильник. Другой оставьте на столе, накрыв салфеткой.
    3. Приготовьте пропитку, смешав сок с сахаром. Пропитайте ей бисквитный корж. Затем его также оставьте остужаться в холодильник.
    4. Приготовьте крем. Для этого смешайте в кастрюльке сок с сахаром и доведите до кипения. Затем постепенно вводите манную крупу и варите как обычную кашу до готовности.
    5. Остудите крем и тщательно взбейте блендером.
    6. Достаньте коржи из холода. Положите их друг на друга и обмажьте кремом со всех сторон.
    7. По желанию сверху можно украсить орехами, кокосовой стружкой или фруктовой нарезкой.

    Заключение

    Даже из, казалось бы, скудного перечня продуктов можно приготовить необыкновенно вкусные блюда в пост. Рецепты, предложенные нами, при желании можно усовершенствовать самостоятельно, приложив немного фантазии.

    Правильный Пост, как правильно поститься и получить ответ на молитву

    Как показывает Практика, пост действительно открывает ответы на молитву, приближает человека с Богом. Христианский пост.

    1- пост - это не диета!

    2- пища не принимается вообще, вода по возможности тоже.

    3- длительность выбирайте сами - день, два… (но все- таки в пределах разумного)

    4- Перед началом поста, необходимо попросить Господа благословить и принять его.

    5- Усиленная молитва, по возможности не одному (например, с семьей). По нескольку раз, в день, вставая на колени перед Господом и моля о своей проблеме (подробно, как рассказываешь близкому другу, с именами о ком просишь).

    6- ВНИМАНИЕ!!! - ВЫХОДИТЬ ИЗ ПОСТА ПОСТЕПЕННО, ПОНЕМНОГУ УВЕЛИЧИВАЯ КОЛИЧЕСТВО ПИЩИ.

    Однажды к Иисусу Христу подошли ученики Иоанна Крестителя и спросили Его: "…почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?" (Мф.9:14) фарисеи, действительно, постились много. Например, тот фарисей, который зашел в храм помолиться вместе с мытарем (Лук.18:10-14), говорил о себе так: "…пощусь два раза в неделю…". Но почему-то Иисус не похвалил и даже не одобрил их за такое усердие в деле Божьем, как будто даже и не заметил этого.

    Наверное многие задают такой же вопрос - "почему одни христиане постятся много, а другие – нет?". Христос тогда ответил спрашивающим очень просто, что в настоящее время Его ученики радуются, но в жизни у них будет и такое время, когда они будут поститься. Причем, нигде дальше в Евангелиях мы не видим, чтобы Христос установил порядок и правила для соблюдения постов, точно также как и в Ветхом Завете нигде нет такого порядка и правил, из чего можно сделать простой и логичный вывод, что необходимость поста в каждом конкретном случае и порядок его исполнения каждый из Его учеников должен определить для себя самостоятельно.

    Почему же люди постятся? Почему постились фарисеи? Христос обличил их в том, что они "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди … и чтобы люди звали их: учитель! учитель!" (Мф.23:5,7). Или же чтобы угодить Богу, подобно тому, как язычники пытаются умилостивить своих идолов? Но нашего Бога не нужно умолять, потому что Он – благ, многомилостив и долготерпелив. Пророк Захария описывает случай, как израильтяне стали вопрошать Господа, продолжать ли им поститься после того, как Господь ответил на молитвы и освободил их из вавилонского плена. Господь ответил им вопросом: "…для Меня ли вы постились? для Меня ли?" (Зах.7:5). Таким образом, Бог наталкивает иудеев на мысль, что пост нужен не Богу, а им самим для того, чтобы устранить причины, препятствующие тому, чтобы Бог их благословил. Итак, если пост – это не есть средство угождения Богу, тогда - что же это?

    Пост

    Пост – это особое состояние в жизни христианина , когда он в той или иной степени ограничивает себя в пище и питии для того, чтобы сконцентрировать все силы своего организма на молитве. Пост нужен тогда, когда христианин ожидает каких-то положительных перемен от Бога, как естественных, так и сверхъестественных.

    Так как пост часто упоминается, как в Ветхом, так и в Новом Заветах, то правильнее было бы рассмотреть несколько конкретных описаний, чтобы из них сделать выводы. Моисей постился на горе Синай в присутствии Божием на протяжении сорока дней и ночей (Исх.34:28), но во всем Пятикнижии нет указаний, что так нужно делать народу, а только лишь есть намек на пост, когда говорится о том, что народ должен смирять души в день очищения (Лев.16:29).

    В книге Судей (Суд.20:26) описан случай, когда сыны Израилевы молились и постились перед решающим сражением с сынами Вениаминовыми, защищающими гнусных грешников. Победа наступила только после усиленной молитвы с постом.

    Давид молился и постился о младенце, которого родила Вирсавия (2Цар.12:16). Перед этим пророк Нафан обличил его в страшном грехе, поэтому Давид, по-видимому, горько раскаивался в своем грехе, который привел к смерти невинного ребенка. В результате такого раскаяния появился 50-й псалом, в котором есть такие слова: "…ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс.50:18-19).

    Когда Аман, один из вельмож царя Артаксеркса в престольном городе Сузах, замыслил уничтожить всех Иудеев, то они, узнав об этом, возопили к Господу. И "было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль; вретище и пепел служили постелью для многих" (Есф.4:3). И Господь услышал их молитву и, более того, еще задолго до этой проблемы уже предусмотрел выход из этой сложной ситуации, когда позволил еврейской девушке Есфирь стать царицей. Есфирь также прекрасно сознавала, что без сверхъестественной помощи Божией она и сама, пытаясь помочь Иудеям, рискует не только своим положением, но даже и жизнью, поэтому решила поститься три дня сама со служанками своими, а также попросила, чтобы и все Иудеи в городе Сузах молились и постились, поддерживая ее. И Бог услышал вопль и глас Есфири и Иудеев и чудесным образом избавил народ от гибели.

    Библейские герои

    Очень интересен также случай с покаянием языческого города Ниневии от проповеди Ионы (Ион.3:5-10). "И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост…". Даже царь покаялся и объявил пост для всей Ниневии не только для людей, но и для скота, чтобы Господь умилосердился и отвратил бедствие. И Бог услышал эту молитву, "…и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел".

    Иудейский юноша Даниил, находясь в вавилонском плену, обращался к Господу "с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле" (Дан.9:3), и Бог давал ему удивительные откровения о будущем, как для его народа, так и для всего человечества. Целью постов Даниила, по свидетельству посланного ему мужа Божия, было: "…ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим" (Дан.10:12).

    Иисус Христос не давал повелений Своим ученикам поститься, но заявлял, что "…придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9:15). Сам же Иисус постился 40 дней в пустыне после Своего крещения у Иоанна перед выходом на служение народу Израильскому (Мф.4:2). А после безуспешных попыток учеников Его изгнать беса из отрока, Христос открыл ученикам секрет: "…сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф.17:21). Первые христиане в Антиохии также практиковали молитвы с постами, в результате чего Дух Святой побудил их отделить Варнаву и Савла на миссионерский труд (Деян.13:2-3).

    Все эти случаи показывают , что целью постов является глубокое покаяние, смирение, примирение с Богом, исправление путей человеческих, устранение всяких препятствий между Богом и человеком, препятствующих излиянию обильных Божьих благословений. Пост необходим для усиления молитвы. Он не имеет ничего общего с голодовкой и шантажом Бога, потому что если человек во время поста захочет требовать от Бога и исполнять волю свою, то Бог его не услышит. Пророк Исаия приводит ответ на вопросы иудеев: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" (Ис.58:3). Он говорит: "Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал…?" (Ис.58:3-5).

    Христиане обычно молятся с постом в критических случаях, когда необходимо принять очень важное и поворотное решение в своей жизни. Молитва с постом очень эффективна для освобождения от какой-либо греховной зависимости, например, курения или даже наркотиков. Молитва с постом также очень важна, если просить Бога о спасении кого-то из близких.

    Практическая сторона поста должна быть строго индивидуальной, с учетом состояния здоровья и особенностей организма каждого человека. Пост может быть разной длительности, разной степени тяжести, в зависимости от состояния здоровья и других всевозможных причин. Пост – это не только и не столько воздержание от пищи, сколько установление правильных отношений с людьми и с Богом.

    Пост делается для того, чтобы сконцентрировать все силы организма на молитву, поэтому нужно особое молитвенное состояние. О практической стороне поста говорит тот же пророк Исаия: "…разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся…" (Ис.58:6-7). Это значит, что прежде чем просить что-то у Бога, нужно тщательно навести порядок и в своей личной духовной жизни, и в отношении своих ближних. Тогда Бог будет благоволить к взывающему к Нему: "Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!"… и будет Господь вождем твоим всегда" (Ис.58:9,11).

    ИЗ БИБЛИИ О ПОСТЕ - Библейский Пост

    От Луки:

    4.1- Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
    4.2- Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

    От Матфея:

    6.16- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
    6.17- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
    6.18- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно

    От Марка:

    1.13- И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

    От Матфея:

    4.1- Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
    4.2- и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.

    Смысл поста - не просто отказ от мясомолочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

    Во время Великого поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

    К домашним молитвам во время Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва произносится ежедневно, за исключением воскресного и субботнего дней.

    Преподобный Ефрем Сирин

    Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

    По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс.

    Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли.

    Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером

    Утренние молитвы в Великий пост

    Господи, будь милостив к рабу своему (имя) !
    Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Аминь.

    Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.

    Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя) , грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.

    Вечерние молитвы в Великий пост

    Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.

    Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.

    Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя) , перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.

    Молитва о прощении грехов на каждый день

    Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя) , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий.Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!

    Молитва на благословение пищи и пития

    Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.
    (И перекрестить пищу и питие).

    Молитва после еды

    Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

    Очищающая молитва

    Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня.

    Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

    Молитвы во время Великого поста перед Пасхой

    Молитвы на Пасху - неотъемлемая часть праздничных ритуалов и богослужений. Считается, что пасхальная неделя обладает сильной энергетической атмосферой. Это наделяет молитвы на Пасху о здоровье и благополучии особой силой и концентрацией.

    Молитва Господу Иисусу Христу

    Икона Иисуса Христа

    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

    Молитва Святому Духу


    Икона Святого Духа

    Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

    Трисвятое (ангельская песнь)

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
    Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

    Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

    Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

    В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
    Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

    Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома).

    Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» – тогда как причин для уныния нет. Долгие службы - это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.

    Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».

    Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.

    Вот это постоянное памятование о Боге - и будет нашей непрестанной радостью о Нем.


    Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.

    Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах - иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило - выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить . В дороге послушать или почитать Псалтирь.

    С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.


    Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе - даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.

    В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы - это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.

    Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы - в первые четыре дня Великого поста, вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы …

    Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить - между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).

    Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая - время покаяния, вторая - время очищения, подготовки к Пасхе.

    Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.

    Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься - напрасная трата здоровья.


    Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.

    Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением - не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.

    (Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство - помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)

    Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить - крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.


    «Пощусь - тщеславлюсь, и не пощусь - тщеславлюсь», – скорбит в своей «Лествице».

    «Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.

    «Тщеславие непощением» – более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла - а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя - а зато я каюсь каждые выходные!

    Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»


    И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени - изменение режима питания.

    Вегетарианцы никогда животной пищи не едят - к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.

    Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», – идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии - слова Божьего - уделяется особенное внимание.

    За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.


    Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.

    Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.

    Призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.

    Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, - беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая - это не развлечение, а помощь ближнему.


    Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет - есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.

    «Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» – предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное - нельзя же обижать!

    «Приходи в гости в субботу вечером!» – зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.

    «Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» – откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.

    Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный : мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный - это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.

    Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования - надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.


    Наконец, самое главное правило Великого поста - помнить, ради чего существует этот период.

    Великий пост - время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…

    Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!

    Общие правила

    1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи.

    2. За время поста нужно прочесть все четыре Евангелия.

    3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т.д.).

    4. Ежедневно надо читать молитву св. , желательно медитативно, т.е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).

    5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить ни одного дня в течение Великого поста.

    Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало», не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие; понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста, литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день весь пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече. Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное в наш шумный век.

    6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше.

    7. Все воскресные дни во время Великого поста обязательно посещать литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время «часов» хорошо прочесть молитву:

    Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
    Уповаю, Господи,
    но Ты укрепи надежду мою.
    Я возлюбил Тебя, Господи,
    но Ты очисти любовь мою
    и воспламени ее.
    Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
    да приумножу покаяние мое.
    Чту, Господи, Тебя, Творца моего,
    воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
    Ты же направь меня мудростью Твоею,
    защити и укрепи.
    Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
    да исходят они от Тебя.
    Дела мои да будут во имя Твое,
    и желания мои да будут в воле Твоей.
    Освети ум мой, укрепи волю,
    очисти тело, освяти душу.
    Да узрю мои прегрешения,
    да не прельщусь гордостью,
    помоги мне побеждать искушения.
    Да славлю Тебя во все дни жизни,
    которую Ты даровал мне.
    Аминь.

    Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее нужно готовиться к общему причащению в Великий четверг, день Тайной Вечери.

    8. В дни поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и времени.

    9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение поста чаще обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи, молиться перед их иконами.

    10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает уберечься и от провалов.

    Эта неделя посвящается святому-исихасту (молчальнику). Даю обещание в эту неделю не произносить ни одного лишнего слова. В христианских семьях здесь должен быть уговор. Кто одинок - пусть постарается осуществить это как может. Никаких бесед, даже хороших, не говоря о ненужных. Только то, что необходимо в быту. Говорят, что, когда наступает минута молчания, то «пролетает ангел». Так вот, наша задача - не отпускать его в эту неделю. Некоторым молчание будет трудно, но это преимущественно оттого, что мы все слишком говорливы. Кому очень тяжко будет, пусть примет его как крест и епитимью.

    ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА

    Неделя Крестопоклонная

    Посвящается размышлениям о Кресте и значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее «с согласием», если не добровольно.

    ПЯТАЯ СЕДМИЦА

    На духовной лестнице самое опасное - это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет все усилия. Надо считать себя всегда на первой ступени: Бог в любой момент может перенести на десятую. Симптомами полной неудачи являются постоянно подавленное настроение или резкие колебания от экстазов к упадку.

    ШЕСТАЯ СЕДМИЦА

    Неделя св. Марии Египетской

    Св. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду. Лазареву субботу хорошо посвятить размышлению о смерти.

    Из проповеди на Прощеное воскресенье.

    Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином - сирианином. Это был монах, поэт, богослов, один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель.
    Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском: «Господи и Владыко живота моего», то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. «Не дай мне духа праздности», то есть лености, которая, по старинной пословице, - мать всех пороков. Невинная вроде вещь - леность, но она порождает очень много темного, черного.
    «Уныние»… Христианство - радостное учение, и тот, кто унывает, - тот от него отходит. Преподобный , великий русский святой начала XIX века, говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас».
    «Любоначалие» - это значит властолюбие. Это есть у каждого; не думайте, что такие вещи, как культ личности, - это только в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.
    «Празднословие»… Я исключаю детей: дети имеют право болтать, но до 15-16 лет. Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык; но когда этим «детям» уже больше двадцати, а иногда - больше сорока… Это значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте (давайте будем честными перед собой): сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А празднословие, болтовня - это страшное слово, это значит убивать время.
    Далее в молитве сказано: «Дух же целомудрия… терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Целомудрие - это чистота отношений к миру и людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели.
    «Смиренномудрие» - это значит мудрость здравого человека. Смирение здесь, в данном случае - это знать, чего ты сто»ишь на фоне вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, - она же лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость скромности - она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности - это не уничижение паче гордости, а это здравость души. Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нем нет, несколько движений вперед - и уже мания величия. Мания величия - это патологическое состояние, гордыня. Как только кто-нибудь заявит, что он председатель Совета министров или Наполеон, то его кладут в психиатрическую больницу, а тот кто так не заявляет, он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.
    «Терпение и любовь». Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс со злом - ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - вот что такое настоящее терпение.
    И наконец «любовь». Любовь - это высшее счастье человека, это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро на эскалаторе, проверьте себя, способны вы любить или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону, и вам противно смотреть на эти физиономии - значит, все поры вашей души забиты и чувство любви у вас находится в эмбриональном состоянии.
    Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое - в красивой женщине или мужчине, одухотворенное - даже там, где другие не замечают; чтобы, видя страдающее лицо, он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет любовью.
    И в конце молитвы сказано: «Ей, Господи Царю (в переводе: Да, Господь мой и Царь), даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это вам понятно. Великое исцеление от осуждения - это уметь критиковать самого себя. Мы часто исключительно внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще сказал - психологически изощренны, когда речь идет о грехах соседа, о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей осуждаем, - в том виноваты и мы.
    Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс со злом? Ни в коем случае, никогда. Мы всегда должны называть зло своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны сострадать.
    Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим постом с земными поклонами.

    Из проповеди о Страшном суде.