Какое первое аниме в мире. Самое первое аниме
Самое первое аниме появилось в 1917 году. В то время оно получило название “Новый альбом набросков”. Режиссером самого первого аниме в мире являлся Симокава Дэкотэн. Вскоре он стал создателем “Момотаро”. Это аниме вышло в 1918 году. Еще одним основоположником данного жанра считают Китаяму Сэйтаро, который являлся режиссером фильма “Сражение обезьяны и краба”.
Самое первое аниме в мире длилось всего пять минут. В то время еще не было крупных компаний, которые могли бы создавать аниме-фильмы. Они рисовались художниками-одиночками. Но при этом художники основывались на опыте мультипликаторов из США и Европы. В результате этого появился совершенно новый жанр, который популярен и в наши дни.
В 20-х годах самое первое аниме в Японии стало уже немного длиннее и длилось 15 минут. В то время в аниме был скопирован сюжет мультфильмов из зарубежных стран. Какое самое первое аниме в мире, которое являлось повторение зарубежных мультфильмов? Это сериал “Кот Феликс”. Еще в аниме использовали различные сюжеты сказок Японии и Китая. Фильм, в котором были скопированы народные сказки, назывался “Величайший герой Японии Момотаро”. Самыми первыми в мире аниматорами являлись Симокаву Дэкотэн, Мурата Ясудзи, Ямамото Санаэ и еще несколько других.
Самое первое аниме в Японии создавалось в очень скромных условиях. Это делали в маленьких домашних студиях и все расходы на создание аниме брали на себя кинематографические компании. Взамен же компании получали права на прокат творения аниматоров. В то время были популярны две японские компании, которые стали развивать жанр аниме в стране. Это компании “Takamasa Eiga” и “Asahi Kinema”. Но в 1932 году была создана студия, которая занималась исключительно аниме-фльмами. На это появление повлиял Масаоке Кэндзо. Через год в этой студии появился самый первый полноценный фильм аниме. Он получил название “Сила и женщины мира”.
Те, кто изучал историю Японии, прекрасно знают, какое настроение было в стране в 30-х годах прошлого века. В те времена Япония была под сильным армейским влиянием. И это также отразилось на культурном уровне. В итоге народные сказки стали вытесняться сюжетами армейского направления. К примеру, в 1934 году вышел в свет фильм “Ефрейтор Норакуро”. Аниматором фильма являлась Мурата Ясудзи. Аниме длилось 11 минут. Сюжет рассказывал о собаке, которая пошла служить в армию. Кроме этого в аниме появлялись сюжеты политического направления.
В 1943 году появилось самое первое полнометражное аниме. На это появление повлияло правительство Японии. Фильм создал Сэо Мицуе, и он получил название “Момотаро – морской орел”. Затем у фильма было продолжение. Главными героями фильма являлись карикатурные морские пехотинцы. Потом стала появляться и самая первая любовь в аниме. Но это уже немного позже.
Годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Akira » и вышедший в 1995 году «Ghost in the Shell », впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке » собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Истоки
Произведения первой четверти XX века , в основном, создавались энтузиастами , которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие - от одной до пяти минут - анимационные ленты без звукового сопровождения. Иногда сюжеты и герои таких аниме были заимствованы из западной культуры, но чаще это были экранизации старинных японских сказок . К концу указанного периода длительность отдельных мультфильмов могла достигать 15-ти минут.
По различным причинам большая часть произведений этих лет к настоящему времени оказалась утрачена. Известно, однако, что некоторые из них демонстрировались на публике, и даже собирали деньги в кинотеатрах. В эпоху немого кино творили такие аниматоры , как Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото (чей мультфильм «Гора, где бросали стариков», возможно, является старейшим известным именованным аниме), Ясудзи Мурата и мастер анимации теней, Нобору Офудзи. Большинство из них работало в домашних условиях, хотя их и поддерживали владельцы кинотеатров, покупая у них права на показы их творений.
Второе поколение японских аниматоров появилось в предвоенный период. К этому времени японский фольклор в аниме уступил место новым сюжетам, часто юмористическим , в западном стиле. Анимация завоевала внимание широкой общественности и интерес государства. В эти годы были приняты первые законы, ограничивающие аудиторию произведений - некоторые аниме были признаны пригодными к демонстрации только лицам старше 15 лет. С другой стороны, фильмы, содержавшие элементы обучения, всячески поддерживались и одобрялись министерством образования Японии. Сотни тысяч иен были потрачены на спонсирование таких произведений.
На аниме также отражалась общая политическая и социальная обстановка в Японии. Одной из первых ласточек наступающего милитаризма стал вышедший в -м году 11-минутный мультфильм Митуё Сэо «Рядовой второго класса Норакуро », экранизация короткого газетного комикса о невезучем псе, попавшем рядовым в армию зверей. После вторжения Японии в Китай в -м году были приняты первые законы о цензуре, которые существенно упростили контроль над производимой продукцией. Появилось большое количество пропагандистских аниме, снятых по заказу военных. В преддверии разразившейся Второй мировой войны так же и стиль в аниме начал меняться. Аниме не должно было напоминать западные мультфильмы. В -м году японское правительство решило финансировать создание первого японского полнометражного мультфильма, и подрядило того же Митуё Сэо собрать для этой цели команду аниматоров. Нарисованный ими 74-минутный фильм «Святые морские воины Момотаро» был юношеской лентой о команде сильных бесстрашных зверей (вероятно, символизировавших японских солдат), освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, возможно означавших союзные войска, вышедший в апреле -го года.
Toei Animation и Mushi Production
После окончания войны экономика Японии находилась в упадке. Несмотря на то, что цензура и государственное участие в создании анимации были практически сведены к нулю, сколько-либо заметных произведений не появлялось практически десять лет. Существенным препятствием развитию анимации стало также то, что с повышением длительности и сложности произведений стало невозможным работать над ними в одиночку или с небольшим числом помощников. «Доморощенные» студии более не могли обслуживать запросы публики, а крупные компании не возникали из-за рискованности предприятия и тяжёлого экономического положения в стране.
Ситуация изменилась с появлением в 1956 году Toei Animation , выпустившей вскоре свой первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн» («Hakujaden», ). Возникновение Toei ознаменовало собой начало нового периода в развитии аниме - периода профессионального творчества. Первые полнометражные фильмы студии очень близко следовали канонам произведений Диснея , используя музыкальные и песенные вставки, а также наравне с людьми задействуя животных. Такая стилизация отчасти сохранялась в произведениях Toei Animation до 1970-х годов. Компания существует и до сих пор, оставаясь самой старой известной японской анимационной студией.
Политика Toei с самого момента её возникновения позволяла аниматором довольно свободно экспериментировать с произведениями. Хорошим примером тому является фильм Исао Такахаты «Hols: Prince of the Sun» (), экспериментальная, в некотором роде даже провокационная лента. «Hols» часто называют прародителем авторского или экспериментального аниме, к которому в разные периоды развития впоследствии относили многих известных режиссёров, даже Хаяо Миядзаки и Мамору Осии . На момент же своего появления фильм был необычен ещё и потому, что одним из первых отошёл от Диснеевских канонов в сторону собственных инноваций. Несмотря на некоторую правку и порядка 30 минут вырезанных сцен, «Hols: Prince of the Sun» был выпущен Toei и собрал средних размеров кассу в кинотеатрах.
Значительным вкладом раннего Toei в современное аниме стало использование «ключевых сцен». Широко используемый сегодня метод сокращения затрат на анимацию состоит в том, что отдельные, значительные в визуальном смысле кадры прорисовываются с гораздо большей детализацией, чем общий поток видео. Ясуо Оцука, аниматор из Toei, первым стал использовать этот приём, создав его в процессе экспериментов по упрощению работы над мультипликацией.
1970-е
На протяжении следующей декады телевидение медленно, но верно вытесняло кинотеатры с позиций наиболее популярного развлечения. Toei Animation постепенно оставила создание стилизованных под Диснея мюзиклов, и переключилась на производство телесериалов. Аниматоры, работавшие на Mushi Production, разошлись по вновь созданным студиям вроде Madhouse или Sunrise после того, как Mushi внезапно обанкротилась. Такое перераспределение талантов в целом позитивно сказалось на индустрии аниме, поскольку позволило молодым аниматорам занять ключевые позиции в студиях и впоследствии довольно-таки свободно экспериментировать с производимыми фильмами.
Примером тому может стать телесериал -го года «Heidi» Исао Такахаты . Будучи довольно-таки реалистичной драмой , рассчитанной на детей, сериал поначалу был отвергнут многими телесетями - продюсеры считали, что детям будет интересно что-нибудь более фантастичное, с элементами сказки. «Heidi», тем не менее, оказался невероятно популярен не только в Японии, но и за её пределами - во многих странах Европы. Неожиданный успех сериала дал Миядзаки и Такахате возможность заняться созданием литературного аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Сериал успешно просуществовал до середины 1990-х , хотя Такахата и Миядзаки через несколько лет оставили проект.
В эти же годы возник ещё один специфический для аниме жанр, меха . Ранние работы, относимые к нему, включают «Mazinger Z » ( -), «Science Ninja Team Gatchaman » ( -), «Space Battleship Yamato » ( -) и «Mobile Suit Gundam » ( -). Взросление научной фантастики в аниме привело к смещению акцента сериалов с похождений супергероев на более реалистичные и проработанные космические оперы , где понятия добра и зла уже не были так картинно-прямолинейны. Характеры персонажей прорабатывались более глубоко, что позволяло рассматривать одни и те же проблемы с разных точек зрения.
Золотой век аниме
Повышение интереса к космическим сагам стало ещё заметнее с выходом в конце 1970-х первого фильма из серии «Звёздных войн ». Успех и популярность этой ленты сподвигли японских продюсеров на финансирование полнометражного фильма по мотивам вышедшего ранее сериала «Space Battleship Yamato ». С появлением его на экранах часто связывают начало периода сверхпопуляризации, так называемого «золотого века аниме» - хотя на самом деле вместо века он продлился лишь менее пятнадцати лет.
К моменту появления на экранах «Space Battleship Yamato » уже происходило ещё одно невероятно важное для последующего развития японской анимации событие - зарождение субкультуры отаку . Поначалу немногочисленные, поклонники редких космических сериалов тех времён и научной фантастики объединялись, находя друг друга по совместным увлечениям и через первые, посвящённые аниме, журналы , такие, как «Animage » или более поздний «Newtype ». Само возникновение таких журналов стало откликом на возрастающую популярность аниме во всех слоях населения.
Первые поклонники аниме появлялись также и в других странах. Некоторые популярные аниме были импортированы в США , и показаны по телевидению. Расхожей практикой того времени была переработка сериала перед показом: так, «Gatchaman» после первой обработки превратился в «Battle of the Planets» (), вторая же сделала из него «G-Force»(). Знаковый «Space Battleship Yamato » вышел в Америке в как «Star Blazers». Самая же известная жертва режиссёрского ножа - сериал «Robotech»" («Роботек », ), сотворённый из трёх различных аниме - «The Super Dimension Fortress Macross », «Super Dimension Cavalry Southern Cross» и «Genesis Climber Mospeada ». На этих исправленных и дополненных версиях японских сериалов и росло первое поколение американских отаку.
Немаловажным событием стало также появление в экранизации манги Румико Такахаси «Urusei Yatsura », режиссёром которой выступил Мамору Осии . Начинавшая с простых додзинси , благодаря «Urusei Yatsura » Такахаси стала известна и невероятно популярна среди поклонников аниме. Последующие её произведения, в особенности «Ранма 1/2 », лишь утвердили её как одну из ключевых фигур в мире манги и японской анимации. Что же касается Осии, с некоторых пор он отошёл от создания длинных популярных сериалов, и предпочёл творить в персональном стиле, не обращая внимания на мнение фанатов . Это позволило ему в будущем создавать достаточно оригинальные экспериментальные произведения.
С течением времени субкультура отаку начала оказывать заметное влияние на создание аниме. Некоторые из первых отаку сами становились режиссёрами и аниматорами, что не могло не сказаться на выпускаемой ими продукции. Наиболее яркий пример такого влияния - компания Daicon Films, впоследствии ставшая известнейшей студией Gainax . Основатели Gainax начали свою творческую карьеру с создания коротких аниме-фильмов для участия в конкурсе «Daicon Scifi». Чрезвычайная популярность этих короткометражек дала вновь созданной студии возможность найти средства на создание самого дорогостоящего аниме-фильма тех лет, «Wings of Honneamise » ().
В эти же годы был снят один из самых известных, классических аниме-фильмов - «Навсикая из долины ветров » (). На волне его успеха и всё возрастающей популярности аниме были выпущено также множество других нестандартных и амбициозных лент, часть из которых и сегодня не теряет в значимости. Режиссёр «Навсикаи», Хаяо Миядзаки и его напарник Исао Такахата получили возможность основать собственную студию под патронажем бывшего редактора Animage Тосио Судзуки , назвав её Studio Ghibli . Первым фильмом в будущем известнейшей компании стал «Castle in the Sky » () того же Миядзаки.
Эволюционировали и способы распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов по телевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA (англ. Original Video Animation , «анимация непосредственно для продажи на видео»). Как следует из названия, OVA-произведения не показывались на телевидении, а сразу продавались на видеокассетах. Первым известным таким творением принято считать «Moon Base Dallos» ( -) созданный под руководством Мамору Осии . Вероятно, иллюстрируя фразу «первый блин комом», «Dallos» оказался непопулярен, однако вышедший вскоре «Megazone 23» () стал весьма и весьма известен, собрав достаточную сумму в продажах, чтобы заинтересовать спонсоров этим новым рынком сбыта продукции. Впоследствии OVA-произведения стали активно использовать для предварительной оценки произведения перед созданием его полнометражной или телеверсии. Многие известные сериалы, «Patlabor», например, зарождались как OVA, но впоследствии получали телевизионные или кинопродолжения. С появлением OVA также связывают возникновение первых целостных порнографических аниме, хентая , таких как «Cream Lemon » () - до этого их авторов сдерживали рамки цензуры телевидения и кинотеатров.
Большая часть этих фильмов, однако, не окупилась в прокате. И «Акира», и «Wings of Honneamise» провалились по сборам во время своего первого показа в кинотеатрах. Кризис вложений, возникший вследствие таких удручающих результатов, стал причиной закрытия многих аниме-студий, другим же пришлось отказаться от экспериментов, и вернуться к проверенным временем решениям и сюжетам. Одна из немногих безболезненно перенесла спад финансирования Studio Ghibli , с завидным постоянством выпуская пользующиеся успехом фильмы. Очередная их лента, «Kiki"s Delivery Service », вышедшая в , заняла первое место по кассовым сборам в том году, собрав более 40 миллионов долларов за время показа в кинотеатрах.
Несмотря на провал в японском прокате фильма «Акира», за пределами страны его ждал успех. Будучи показан во многих странах Европы и Америки, фильм стал весьма популярен, и даже до некоторой степени представлял собой на Западе японскую анимацию тех лет. Со смертью же Осаму Тэдзуки в , финансовым кризисом и увеличением международного интереса к аниме, период, называемый «золотым веком» принято считать законченным.
1990-е
После всплеска популярности предыдущих лет к началу 1990-х аниме переживало кризис финансирования. Бюджеты занижались и многообещающие проекты сворачивались за недостатком средств. Критики отмечали также падение качества аниме-сериалов и фильмов, связанное с возвратом к проверенным временем сюжетам и конструкциям. Продюсеры не хотели рисковать, поддерживая дорогостоящие экспериментальные фильмы.
Ситуация изменилась с выходом в -м году, возможно, самого неоднозначного телесериала за всю историю аниме, «Евангелион » («Neon Genesis Evangelion»). Режиссировавший его Хидеаки Анно со студии «Gainax », сам являясь отаку, превратил довольно-таки банальный образчик жанра меха в нечто чрезвычайно запутанное, психологичное и подразумевающее огромное количество скрытых смыслов. Говорят, что Анно стремился сделать аниме «от отаку для отаку», и одновременно выразить свою точку зрения на проблемы этого сообщества. Так или иначе, под конец сериала режиссёр окончательно перестаёт сдерживать себя рамками осмысленности происходящего, и обращается к любым доступным ему, пусть даже весьма диковинным, решениям, чтобы выразить свои мысли на экране. Вышедшие впоследствии два аниме-фильма, «Evangelion: Death and Rebirth» и «The End of Evangelion » (оба - ), лишь развили такую манеру рассказа.
Будучи вначале поставлен в детский таймслот , «Евангелион» был крайне непопулярен, несмотря на изначальную свою принадлежность ко вполне симпатичному детям меха . Несколько серий спустя таймслот был изменён, и в своём новом качестве Евангелион неожиданно завоевал внимание публики. В короткие сроки сериал стал невероятно известен в Японии, а вскоре и среди поклонников аниме по всему миру. Рассказанная сумбурно, скомкано, с использованием множества артхаусных приёмов история бегущего от реальности мальчишки оказалась принята так хорошо, что десять лет спустя объёмы продаж сопроводительных товаров - фигурок героев, коллекционных предметов - всё ещё достаточно велики.
Влияние «Евангелиона» на аниме-индустрию было столь велико, что породило даже ряд так называемых «пост-Евангелион» сериалов. Большинство из них также относятся к жанру меха и имеют какой-либо религиозный, философский или психологический подтекст. Примерами таких сериалов могут служить «RahXephon », «Brain Powered» и «Gasaraki ». Ещё одна порождённая «Евангелионом» - или, по крайней мере, получившая благодаря этому сериалу второе дыхание, - стилизация сериалов - это «психоделика», странные или крайне необычные, спорные сериалы. После выхода «Эксперименты Лэйн » () полуночное телевидение стало плацдармом для обкатки многих экспериментальных сериалов. Среди последних «Boogiepop Phantom » (), «Texhnolyze » () и «Агент паранойи» ().
2000-е
В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах. Выросло как число дистрибьюторов аниме, так и количество компаний, его выпускающих. Объём их выпускаемой продукции возрастает, причём зачастую не в ущерб её качеству. Повышается общий уровень качества анимации, для создания аниме и манги активно используются компьютерные технологии.
Несмотря на то, что первые фирмы, лицензирующие и распространяющие аниме на территории США , появились задолго до этого, конец 1990-х и начало 2000-х годов ознаменовались усилением позиций этих компаний и увеличением их количества. На американском рынке ситуация с лицензированием аниме стала такой, что большая часть аниме-продукции лицензируется и издаётся в пределах года с момента её выхода на экраны в Японии. Подобная заинтересованность в аниме сказывается на его финансировании в Японии: многие дистрибьюторы, например Geneon, спонсируют создание отдельных аниме-сериалов и фильмов. Ситуация с лицензированием аниме в России также изменилась в лучшую сторону: за последние годы фактически с нуля возникли несколько крупных российских компаний, закупающих лицензии и распространяющих аниме.
Растущая популярность, с другой стороны, стала причиной возникновения такого явления, как аниме, направленное исключительно на аудиторию отаку . После невероятного успеха «Евангелиона» 90-х годов многие студии пробовали себя в создании сериалов, которые могут стать для поклонников японской анимации «классикой». Другое направление развития, активно используемое в последнее время - фансервис . В видеоряд такого аниме встраивают кадры эротического содержания или даже посвящают эротике целиком весь сериал, сохраняя при этом некий сюжет. Примерами аниме с ярко выраженным фансервисом такого рода могут служить «Жаркое лето » () и «Hand Maid May » (). Иногда аниме базируется на популярных японских эротических видеоиграх в жанре «симулятор свиданий», однако такие экранизации могут быть и вполне серьёзными работами, как например «Kanon » ().
Ещё один вариант фансервиса - упоминание в сериале культуры отаку, в некоторых случаях - демонстрация их «необычности» и «отстранённости от остального мира». Зародившееся ещё в 1980-х с «Otaku no Video » студии «Gainax » направление в последние годы пополнилось несколькими достойными работами, подчас исследующими отаку на вполне серьёзном уровне. Например «Genshiken » () целиком посвящён субкультуре поклонников японской развлекательной продукции.
Ещё одним необычным феноменом последних лет стал японский аниматор Макото Синкай , создавший свои первые короткометражные аниме-фильмы «She and Her Cat » ( , 5 мин.) и «Голос далёкой звезды » ( , 30 мин.) в одиночку или при помощи своего друга. Получив, таким образом, внимание общественности и финансирование, в 2004 году он выпустил полнометражный полуторачасовой фильм «За облаками » («Beyond the Clouds, the Promised Place»).
См. также
- История мультипликации
- История кинематографа
Примечания
Ссылки
- Аниме и манга в России - мини-энциклопедия аниме и манги, содержащая большое количество статей по истории аниме.
- «Введение в японскую анимацию» - книга Б. Иванова на его официальном сайте.
Аниме и манга | ||
---|---|---|
Аниме – одно из направлений в мировой культуре. Это не обычные мультфильмы, а целый слой японской современной культуры, в отличие от западных аналогов, рассчитанный больше не на детей, сколько на подростковую и взрослую аудитории. Мир японской анимации обширен. И, чтобы лучше его осознать, следует изучить историю появления любимого нами «мира».
Аниме, как направление мировой культуры возникло в 50-тых годах 20-ого столетия, однако зарождение японской анимации произошло раньше, когда японцы были заинтересованы в импортной технике для создания анимации. Тем самым не отставать от запада. Старейшее известное аниме датируется 1907 годом, оно представляло из себя короткий немой мультфильм состоящий из поочередных кадров. К слову, аниме – это сокращенное, от англ. Animation – анимация.
Первый период – это собственно зарождение японских анимационных фильмов. Зарождение японской анимации относиться к началу 20-го века. Аниме создавалось энтузиастами-одиночками, которые подражали западным аналогам. Фильмы представляли собой короткие (до шести минут) анимационные ленты без звука. Сюжеты и персонажи брались из японской сказок.
Второй период относиться к времени между мировыми войнами. Аниме начало покорять большие массы населения и притягивать внимание государства. В сюжете японский фольклор уступал место юмористическим сюжетам в европейском стиле. Были приняты первые законы, которые ограничивали возраст просмотра, появились аниме с ограничением 15+. Но аниме направленное на воспитание патриотизма всячески поддерживалось государством. Огромные денежные вливания были затрачены на такие произведения. Напомню, что Япония на тот момент была милитаризированным государством и пропаганда среди населения являлось важным фактором. Япония вторглась в Китай и в 1937 году появилась цензура. Таким образом, государство начало регулировать выпуск аниме. В преддверии Второй Мировой войны начали снимать аниме по заказу военных и создаваться для этого студии, стиль аниме начал меняться. Аниме не должно было походить на западные мультфильмы, так как Япония начала воевать с западными странами. Сюжеты так же не остались без внимания, начали снимать о бравых японских военных, о непобедимой армии Императора. Одним из таких стал первый полноценный полнометражный анимационный фильм под названием «Святые морские воины Момотаро», вышла картина в апреле 1945-го года. Сюжет повествует о героических операциях японских военных по освобождению Индонезии и Малайзии от США. После окончания войны страна находилась в разрухе, цензура и госучастие было снято, но значительных произведений не выходило. Наступил десятилетний застой.
Третий период – это послевоенный, страна начинала приходить в себя, США вливало огромные капиталы в экономику страны. Произошло Японское «политическое чудо». В 1956 году начала свое существование студия «Toei Animation», которая потом выпустит первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн». Создание данной студии означало начало нового периода в истории развитии японской анимации – периода профессионального творчества. Первые фильмы Toel подражали Диснею. Компания существует по сей день и являясь старейшей японской анимационной студией. Вектор студии по эксперименту и вольности сюжета произведений, дал хороший толчок для остальных студий и выросшему поколению, которое впоследствии и стало такими известными аниматорами, как Хаяо Миядзаки и Мамору Осии. Аниме становилось авторским произведением и поднимало острые социальные и политические вопросы. В 1960 году Тэдзука, сторонник анимации для взрослых, создал несколько фильмов для данной аудитории: «Тысяча и одна ночь», «Клеопатра» и «Печальная Беладонна».
В 1970-е телевидение начало вытеснять кинотеатры, началось создание аниме сериалов. Несколько крупных студий обанкротилось, но это повлияло положительно, так как открылась дорога для новых аниматоров. Аниматоры стали все больше экспериментировать с жанрами, примером тому телесериал 1974-года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи реалистичной драмой, рассчитанной на детей, поначалу был отвергнут, так как продюсеры боялись, что не окупиться. Им казалось, что детям интересней фантастика и сюжеты с меньшей смысловой нагрузкой, но сериал «выстрелил». Стал очень популярен в Японии и в странах Европы, тем самым мировой зритель стал пристращаться к аниме. Полученный успех и финансы позволили Миядзаки и Такахате заняться аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Начали появляться всевозможные жанры, аниме приобретало огромную известность.
1980-е года – это «Золотой век» для аниме индустрии. Манга и аниме стало признанным по всей Японии.
Четвертый этап – это конец 20-го столетия и начало 21-го. Аниме получило всемирное признание, стали совмещать компьютерную графику, то есть 3D и анимацию – 2D. В 1997 году вышла на экраны «Принцесса Мононоке» полнометражный аниме-фильм, который собрал огромные кассовые сборы.
Подводя итог из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что из детских мультиков и пропагандистских фильмов японская анимация преобразовалась в мировую культуру и наследие человечества. Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный феномен, объединяющий огромное количество людей со всего мира. Аниме прошло сложный путь становления, я надеюсь, что и впредь оно будет развиваться в правильном направлении и не «умрет» в угоду рейтингам и просмотрам, а будет производить авторские и интересные произведения. Статью для вас подготовил Никита Кутузов.
Аниме, пожалуй, является наиболее популярным видом анимации в мире. Количество ежегодно выпускаемых мультфильмов, которые можно отнести к аниме, сравнимо с общим количеством фильмов, выходящих в прокат по всему миру. Этот успех неслучаен – в отличие от большей части мультипликационной продукции, аниме рассчитано не столько на детскую аудиторию, сколько на подростковую и взрослую.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» - он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней. В итоге 1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Акира» и вышедший в 1995 году «Призрак в доспехах 1», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Факты аниме:
- В Японии не было социалистической революции. Вместо нее в 1917 году они начали создавать мультипликационные фильмы.
- Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно «гротески», «странные (или весёлые) картинки», поэтому термин «манга» относится исключительно к японским комиксам.
- «Аниме» - японская анимация. Само слово «аниме» есть не что иное, как японизированное сокращение от английского animation, причем сам термин появился сравнительно недавно. До этого использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс») которое до сих пор используют любители аниме старшего поколения.
- Как известно, в Японии читают справа налево. Мангу справа налево читают во всем мире.
- Использовать большие глаза персонажей для передачи эмоций придумали вовсе не в Японии. Осаму Тэдзука, человек считающийся основателем традиций аниме, не отрицал тот факт, что заимствовал этот прием у Уолта Диснея.
- Самый длинный аниме-сериал "Садзаэ-сан" начать выходить в 1969 году по мотивам манги Матико Хасэгавы и его показ не закончен до сих пор. уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи.
- Считается, что первым аниме, которое увидели зрители СССР были «Летучий корабль призрак» и «Кот в сапогах».
- Самый знаменитый и титулованный в мире режиссер аниме - Хаяо Миядзаки. Он также единственный режиссер аниме, который удостоился премии Оскар. На 62 фестивале в Венеции он получил «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство.
- Режиссер получивший Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм в этом году родом из Японии. Его зовут Кунио Като. Он снял отличный мультфильм, однако это не аниме.
- Международные ценители аниме уважают российское телевидение за то, что сериал «Сейлор Мун» демонстрировался с единственной цензурной правкой: в момент гомосексуального признания в любви к фразе «я люблю вас» переводчик добавил целомудренное «.. .как отца». Однако скорее всего показ японской (без цензуры) версии, а не американской (с цензурой) был все же обусловлен особенностями проката, а никак не обостренным чувством эстетической справедливости телевизионных функционеров.
Первые полнометражные фильмы студии «Тоэй Дога» технически очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия практически исчезла с экранов США.
Тем не менее, с самого начала было ясно, что движется японская анимация по иному пути. Сказывались совершенно иные культурные традиции и графики, и сюжета. В отличие от американской анимации, в аниме не чувствовалась традиция мюзикла, фильмы были существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее.
Расцвет манги
В отличие от аниме , которое до середины 1950-х находилось в некотором «загоне», в эти годы развивалась достаточно бурно. Она не требовала значительных капиталовложений, а уже сложившиеся читательские традиции позволяли манге не заботиться о конкуренции с иностранной продукцией. Цензура была ослаблена, начали выходить новые журналы, активно печатавшие мангу.
Среди мангак, получивших известность в этот период, особенно стоит отметить двух ныне покойных авторов. Во-первых, это Матико Хасэгава , начавшая в 1947 году печатать в газете «Асахи» один из самых популярных комиксов в истории Японии – «Госпожа Садзаэ» («Садзаэ-сан», 1947-1974). Он рассказывал историю простой японской девушки Садзаэ и ее семьи, с юмором пытающихся сначала пережить тяжелые времена оккупации, а затем найти свое место в жизни в период подъема экономики страны. Оптимизм этого произведения пришелся по сердцу японцам, и до сих пор эта манга входит в число наиболее издаваемых в Японии книг.
Второй, более известный и значительный автор – это уже упоминавшийся Сигэру Тэдзука , взявший еще в детстве псевдоним «Осаму». Окончив школу, юный Тэдзука, уже тогда неплохой художник, мечтал стать аниматором. Но в его родной Осаке такой возможности не было, и он решил пойти более простым путем – стать мангакой.
Осака переживала в тот момент бум дешевых черно-белых комиксов. Они издавались на грубой бумаге низкого качества, стоили невероятно дешево, издатели практически ничего не платили художникам, но зато позволяли им любые эксперименты.
Не упустив своего шанса, двадцатилетний Тэдзука, в те времена – студент медицинского факультета (который он, кстати говоря, впоследствии успешно закончил), выпускает в 1947 году мангу «Новый Остров Сокровищ» («Син Такарадзима»).
Во многом это была революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука активно применял доселе не использовавшиеся в манге «кинотехнологии» – показ действия с разных точек зрения, крупные планы, «растягивание» одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения. Фактически, манга Тэдзуки была макетом анимационного фильма , являясь при этом совершенно цельным и интересным произведением.
Успех превзошел все ожидания. Было продано несколько сотен тысяч копий. Тэдзуке немедленно предложили работу несколько известных токийских детских журналов. В журнале «Манга Сёнэн» он начал публиковать мангу «Император Джунглей» («Джангл Тайтэй», 1950-1954) , а в журнале «Сёнэн» – мангу «Посол Атом» («Атом Тайси») , вскоре переименованную в «Могучий Атом» («Тецуван Атом», 1952-1968) . Подробнее о них мы расскажем ниже, когда будем говорить об их экранизации.
Явление Тэдзуки в мир манги произвело революцию. Новый стиль – сочетание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и отсутствие необходимости следовать сложившимся штампам привлекло множество молодых талантливых авторов, бросившихся разрабатывать открывшуюся им ниву.
Окончательно оформилась как совершенно самостоятельный вид литературы, разделилась на множество жанров и поджанров. Основной раздел, как уже упоминалось, проходил по линии «манга для парней»/«манга для девочек» (сёнэн-манга/сёдзё-манга).
Родоначальником сёдзё-манги также стал Тэдзука, опубликовав в девичьем журнале «Сёдзё Клаб» мангу «Рыцарь с ленточкой» («Риббон но Киси», 1953-1956, 1958, 1963-1966) о приключениях девушки, переодевающейся рыцарем, чтобы совершать разнообразные подвиги. Как и все произведения Тэдзуки этого периода, она произвела фурор, на сей раз – среди женской аудитории, и вскоре множество художниц начали создавать «особую» мангу для девушек.
Отметим, что «половое» разделение манги всегда подчеркивалось и половой принадлежностью творцов. Случаи, когда автор создает мангу «чужого» пола (самый известный пример – Румико Такахаси , пишущая сёнэн-мангу), не столько опровергает, сколько подтверждает правило, поскольку и в такой манге проявляются особенности гендерного («полового») менталитета автора.
Заключение
Мы подошли к волнующему моменту – возникновению мира современной японской анимации. Отсюда рассказ о манге будет исключительно отраженным, а наше основное внимание будет направлено на историю аниме.
Связано это с тем, что самый объем материала – манга , изданная с начала 1960-х до наших дней, требует для одного лишь освоения и осмысления многих лет упорного труда. С другой стороны, абсолютное большинство этой манги представляет для неяпонских читателей лишь теоретический интерес, поскольку она недоступна и никогда в обозримое время не будет доступна в переводах. Насколько нам известно, такая работа (полное изложение истории современной манги) до сих пор не была создана ни в Японии, ни в других странах.