• Когда учить ребенка читать? Когда начинать учить ребенка читать, чтобы не навредить — советы специалистов Когда дети начинают читать по слогам.

    Здравствуйте, дорогие читатели и посетители блога.Сегодня мне бы хотелось немного похвастаться:).

    И со своей первой статьей в этом журнале, хочу поделится и с Вами!

    «В каком возрасте стоит начинать обучение чтению?»Большинство родителей хотят, чтобы их ребенок был во всем самым-самым - самым умным, добрым, внимательным, добрым, и, если малыш опережает в развитии своих сверстников, это является гордостью для всей семьи.

    В последнее время стали популярными различные методики раннего развития детей - в основном, смысл их сводится к тому, чтобы как можно раньше обучить малыша чтению. И вот тогда многие родители, боясь упустить время или что-то не успеть, пытаются «заставить» своих детей учиться читать. Конечно, в тот момент, когда родители с благими намерениями пытаются научить ребенка читать, у них возникают вопросы, как и когда, научить малыша читать, и что же будет дальше.

    Для начала давайте разберем, почему и зачем ребенка нужно учить читать, и нужно ли это делать вообще?

    Наверняка Вы знаете, что ребенок школьник, существенно отличается от дошкольника не только по возрасту, но и по миру восприятия, умственным способностям, и чем старше ребенок, тем легче его обучать читать. Почему это происходит? Все просто, потому что к школьному возрасту у ребенка уже развивается произвольная память. Он многое уже понимает: что он запоминает, почему он запоминает. А также может объяснить некоторые проблемы, подробно ответить на вопросы: что, зачем и почему. А совсем маленький ребенок не может еще этого сделать потому, что у ребенка до 3-4 лет непроизвольная память. Недаром говорят, что дети как губки, они впитывают в себя все в тот период, когда у них развивается непроизвольная память. Все, что говорит мама, какую информацию дает, ребенок впитывает и запоминает очень быстро, но не может объяснить многие проблемы, многие слова. Т.е., если двухлетнего ребенка спросить, для чего нужна пирамидка или воздушные шарики, то ребенок вряд ли сможет это объяснить. В то время как дошкольник уже объясняет смысл, рассказывает, что и почему. Возможно, он что-то видел, возможно, мама дала ему какую-то информацию, и он уже это осознает и запоминает.

    Но я совершенно не говорю о том, что ребенка не надо учить в маленьком возрасте. Как раз наоборот, ребенка нужно учить, потому что в дальнейшем будет развиваться и память. А это то, что будет нужно в школе. Таким образом, маленькими шажками, Вы подготавливаете его к школе. И тогда ему будет легче, чем в том случае, если Вы ничего не будете делать, а просто за полгода или за год до школы отдадите его в развивающий центр. А там, на ребенка так «присядут», что ему в дальнейшем вообще будет неинтересно учиться в школе. Поэтому, лучше всего, начинайте давать знания своему ребенку с раннего детства.

    Приведу такой пример. Мама, которая сидит дома с детьми, хочет, чтобы ее ребенок развивался. Она все для этого делает: ищет нужную информацию, составляет для себя план того, что ребенку нужно знать: буквы, цифры, цвета. Этот минимальный план подготовки к школе она знает и занимается сама. Ей становится интересно заниматься, и ребенку это тоже интересно. А особенно это проявляется в моменте отдачи.

    Другая же мама ничего не знает: что нужно делать, как развивать ребенка и, вообще, нужно ли? Зачем мне его развивать, если я в это время могу пойти на работу или просто отдохнуть? Лучше я отдам ребенка в садик или в развивающий центр, где его всему научат. Конечно, это очень простой способ. Но гарантии того, что в садике обратят внимание и уделять время конкретно Вашему ребенку, у Вас нет.

    Какая система в садиках? В группе двадцать человек и всем этим детям надо дать информацию, как запомнить буквы и т.д. Нет индивидуальных занятий. Если же с ребенком занимаются индивидуально, то он запоминает больше и лучше, чем в группе. Потому что в группе ребенок или сам отвлечется, или его могут отвлечь, или ему просто будет неинтересно. Первый же путь, когда мама сама хочет развивать ребенка, более сложный, но, тем не менее, более надежный.

    Расскажу немного о возрасте. С какого же возраста нужно начинать учить ребенка читать?

    До года, двух, трех лет, ребенок начинает учиться понимать окружающий мир, ему интересны цвета, формы, предметы. Т.е. ребенок в этом возрасте очень бурно реагирует на удачи и неудачи. Если ребенок сделал что-то неправильно и ошибся, то он будет плакать. Или, если у него получился куличик из песочка, то он радуется. И в этом возрасте чтение или изучение букв не совсем понятны для ребенка. Чтобы выучить с ребенком буквы (а именно с букв многие мамы начинают обучение чтению) и чтобы ребенок их запомнил в таком возрасте, необходимо ненавязчиво, мягко их ему показывать. Лучше всего играть с буквами, и делать это надо так, чтобы ребенок даже не понял, что Вы его учите. Ребенок должен воспринимать это как забаву, чтобы в подсознании у него откладывалась мысль, что это интересно. И так он будет, незаметно для себя, запоминать буквы и учиться читать.

    Ребенок в возрасте 3-5 лет уже умеет анализировать предметы. Он уже может многое объяснить. Тут я смотрю на своего ребенка. Если я ему задаю вопросы, то он не только задаст еще 10 вопросов, но еще и ответит. А если его спросишь, почему именно так, он ответит и еще уточнит почему. В этом возрасте, наверное, практически на все вопросы есть ответы. А если у ребенка нет ответа, то он обязательно спросит у Вас.

    Именно в возрасте 3-5 лет у многих детей проявляется интерес к буквам. В этом возрасте уже нужно начинать небольшие занятия, минут на 10-15, во время которых с ребенком можно ребенка обучать читать. Если у него даже что-то не получится, то в этом возрасте ребенок уже более терпелив и не будет бурно реагировать на это. Он будет пытаться исправить ошибки и анализировать свое поведение.

    Многие педагоги и логопеды называют возраст 5-7-и летнаиболее благоприятным для обучения ребенка чтению. Потому что в этом возрасте у ребенка уже развита память, внимание и мышление. Ребенок уже готов к развивающему обучению. Это наилучший период, когда ребенка можно научить чему-либо.

    Тут, мне бы хотелось привести несколько примеров, почему мамы это делают:

    1) Может быть, Вы сами рано научились читать и хотите, чтобы Ваш ребенок научился этому? Но помните, что все люди разные. Если Вы научились читать в 2-3 года, то это вовсе не означает, что Ваш ребенок в этом же возрасте тоже будет читать. Может, будет, а, может, и не будет читать, а просто будет знать буквы. Каждый ребенок индивидуален. Не нужно его ровнять ни на себя, ни на другого ребенка. Никогда не сравнивайте детей!

    2) Вам может казаться престижным, чтобы ребенок научился читать еще до школы. И действительно, это скорее редкость.

    3) Мама думает, что так ребенку будет проще учиться в школе. В каком плане проще? Он будет лучше читать, и у него будет хорошая техника чтения. Если, конечно, Вы будете поддерживать эти навыки.

    4) Или же наоборот, маме просто надоело читать вслух детские книжки, и она решает: «пусть ребенок читает сам». Тем самым мама перекидывает обязанность, чтение книг, с себя на самого ребенка. Сразу хочу сказать Вам, что самое лучшее - это то, чтобы мама все равно читала ребенку книги, не зависимо от того, умеет ли он читать или нет.

    5) Мама решает научить ребенка читать, когда он начинает проявлять интерес к буквам и сам хочет научиться читать. Он спрашивает маму, что это за буква, и мама решает, что пора ребенка учить читать. Это самый верный знак того, что ребенка можно обучать читать, и к этому нужно стремиться. У ребенка должна быть заинтересованность!

    Могут ли быть занятия чтением вредными для ребенка?

    Я скажу Вам, что могут. Но только тогда, когда взрослый, проводящий занятие, не учитывает возрастных особенностей ребенка, нагружает его разными заданиями, вместо того, чтобы поиграть с ним.

    Следует учитывать, то, что подойдет ребенку в 6-7 лет, не подойдет малышу в 2-3 года. Поэтому, обязательно нужно учитывать возрастные особенности. Нельзя ставить за цель — любой ценой научить ребенка читать.

    Если хотите научить ребенка читать, то это возможно в любом возрасте. Мой сын научился читать в 2,5 года. Учился Матвей (мой сын), только в игровой форме, и обучала его только тогда, когда у него появилось желание и заинтересованность к чтению! Все игры по чтению я проводила так, что ребенку было весело и интересно. И обязательно в игровой форме. Никогда я не заставляла сына что-то делать.

    Хочу лишь добавить, Вы — мама и только Вы со своим ребенком решаете, когда стоит начать обучение чтению. Не гонитесь за новомодными методиками раннего развития, ориентируйтесь только на интересы и желания своего ребенка. Чтобы решить начинать обучение чтению подойдите к этому вопросу осознанно, но при этом не забывайте наблюдать за ребенком и его реакцией. Учить читать ребенка надо начинать только тогда, когда ребенок этого сам хочет или Вы видите к этому желание.

    Помните, что в дошкольном возрасте, у детей главное занятие - игра. Не учите детей, они еще успеют научиться и посидеть за партой в школе.
    Все дошкольное время ребенку, для правильного и полноценного развития, надо играть. Игра имеет очень важное значение для развития умственных способностей и социальной адаптации ребенка.

    Игра - это хорошо, но ведь надо и учить! - можете возразить Вы. Безусловно, надо, только не учить, а развивать. Это не совсем одно и то же. И все это делается в процессе игры.

    Успехов Вам!

    С искренним уважением, Татьяна Толкачева

    1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
    2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук , а где - том и люк .
    3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
    4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

    8 правил, которые помогут научить ребёнка читать

    Подайте пример

    В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

    Читайте вместе и обсуждайте

    Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

    Идите от простого к сложному

    Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня . После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м .

    Покажите, что буквы есть везде

    Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный - «Ждите столько-то секунд».

    Играйте

    И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

    Используйте любую возможность для тренировки

    Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

    Закрепляйте успех

    Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

    Не заставляйте

    Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через и слёзы.

    6 методик, проверенных временем

    Азбуки и буквари

    katarina_rosh/livejournal.com

    Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю - юла. Азбука помогает запомнить буквы и - нередко - интересные стишки, но не научит читать.

    Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги - в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

    Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма , а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а .


    igrushkinadom.com

    Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

    Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими - металлом.

    Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких - мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) - губы в полуулыбке.

    В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

    Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

    «Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича


    igrushkinadom.com

    В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте - диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

    «Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них - повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

    Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым Вячеслав Воскобович: «Как сохранить в себе ребёнка? Играйте!» форсировать раннее развитие.


    igrushkinadom.com

    «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

    Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А - и получается первый слог ма . Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым .

    Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.


    umnitsa.ru

    Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары - согласной и гласной. Задача ребёнка - покрутить кубики и найти пару.

    На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба . Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

    Оптимальный возраст для занятий - 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.


    steshka.ru

    Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

    Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы . Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

    Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

    Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

    Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

    Гленн Доман

    Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

    Сегодня психологи, нейрофизиологи Steven Novella, MD, «Psychomotor Patterning» и педиатры American Academy of Pediatrics «The Doman-Delacato Treatment of Neurologically Handicapped Children» сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

    Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.


    howwemontessori.com

    Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем. Буквы - это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением. Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

    Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

    Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

    Сложность для родителей - покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

    Выводы

    В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

    Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

    Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка - через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении - любознательность самого ребёнка.

    Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

    В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы существенно возрастут.

    Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

    В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

    В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

    Психологические особенности деток в 3 года

    Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название – «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

    Пространственное мышление, логика и память

    Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

    – Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.
    – Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.
    – А почему лежачий? – снова спрашивает он.
    – Потому что на дороге лежит.
    – А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.
    – Потому, что его так назвали.
    – А кто его так назвал…..

    Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас – это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

    Для чего учить ребенка читать в 3 года?

    Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

    Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

    Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

    В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

    Как быстро научить ребенка читать по слогам?

    «Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

    Учим буквы.

    Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать – это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат – не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» – четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

    Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

    Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

    Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

    Складываем буквы в слоги.

    Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

    Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

    Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

    Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

    Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

    Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

    Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

    Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

    Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

    Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

    Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

    Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

    Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он – Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

    И еще немного о том, как ребенка научить читать:


    Как-то раз мой четырехлетний сын попросил меня почитать ему книгу. Я просто сел рядом, когда у него вдруг изменились планы, и он решил сам почитать мне. Он уверенно переворачивал страницы, и произносил текст почти слово в слово по тому, что было написано в детской книге. Что сказать, я был поражен!

    Однако на поверку оказалось, что это просто его , которую ему читали так много раз, что заучил все слова и запомнил, на какой странице что написано – это было несложно, ведь книга с картинками. Но в этот момент я понял, что у ребенка есть желание читать и его необходимо развивать.

    Действительно, многие родители задаются вопросом, почему чужие дети , в то время как они сами сколько ни долбят с ребенком букварь, у них ничего не получается?

    Я знаю ребенка, который начал читать с трех лет. Сначала родители долго и тщательно выбирали ему няню. Возможно, они пользовались какими-то рекомендациями, а может, им просто повезло, но они нашли гувернантку с педагогическим образованием, которая поставила перед собой задачу научить ребенка читать к трем годам. И вот когда мама уезжала на работу, девочку с няня учила буквам. Для этого она приклеила на стену бумагу с буквой «А». Два месяца няня подходила с грудничком к написанной букве и говорила «А». Следующие буквы пошли быстрей, и так далее. В результате ребенок читал в два с половиной года! Другой вопрос конечно, сколько часов было затрачено на то, чтобы научить девочку читать?

    У ученых есть свое мнение по этому поводу. Оказывается, у разных детей разная. И в первую очередь это зависит от того, насколько просто ребенку удается запомнить буквы. Тот, кто легко запомнит, как звучат буквы, сможет легко запомнить слоги, и так же легко будет запоминать слова.

    Все знают, что процесс обучения начинается с запоминания букв. В этот момент самое главное, что ребенок должен запоминать именно звучание букв – то есть никаких «Эм» и «Эн» , а просто буквы «М», и «Н». В некоторых методиках обучения основной акцент делается на запоминание сразу слогов. Возможно, это и правильно, ведь именно из слогов состоят слова. Есть методика, где из слогов делают кубики и потом дают ребенку играть ими, показывая, как из кубиков-слогов просто складывать слова.

    Фотобанк Лори

    Но методика кубиков также не дает стопроцентной гарантии, что ребенок быстро научится читать. Для того чтобы бегло читать, необходимо запоминать слова целиком. Именно беглое чтение является целью всего процесса, потому что только так чтение может вызвать у ребенка интерес. Для того чтобы запомнить, как , некоторым детям достаточно самостоятельно прочесть его четыре-пять раз. В среднем для запоминания слова его нужно прочесть двадцать, а иногда и большее количество раз.

    И теперь о самом главном: чтение доставляет удовольствие только тогда, когда оно осмысленное. Самая простая методика для развития понимания смысла – это краткий экзамен по результатам чтения.

    Надо помогать ребенку отвечать на простые вопросы:
    О чем это текст?
    Кто герои?
    Кто хороший, а кто плохой?
    Какие события происходили?
    Какова позиция автора?
    Что ты об этом думаешь?

    Когда ребенок понимает, как самостоятельно находить ответы на эти вопросы в книге, чтение превращается в увлекательный процесс, который может заменить многие игры.

    Сейчас в некоторые школы не берут детей, если они не умеют читать. Так что ваша обязанность – позаботиться о том, чтобы ребенок умел читать в возрасте шести лет. Другой бонус, который дает чтение, это возможность вытеснить планшетные игры из жизни ребенка. Оказывается, если ребенка «заразить» , то планшет мгновенно теряет для него всю свою привлекательность.

    Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

    Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

    Учитываем возрастные особенности

    Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

    И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

    Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

    Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

    И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

    Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

    Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

    А как правильно?

    Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

    Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

    Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

    С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

    Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.