• Мандроги сергей гутцайт номер телефона. Гутцайт, сергей эдидович

    Сергей Гутцайт арендовал 350 га в Гатчинском районе Ленинградской области, где намерен построить коллективное хозяйство - кибуц с производством экологически чистой продукции, пишет «Новый проспект» .

    Часть земель займут жилые и производственные здания. Предусмотрена социальная инфраструктура для жителей: театр, бассейн, ландшафтный парк с фонтанами. Здания будут повторять облик знаковых объектов культуры, сообщает издание: например, коровник - копия Эрмитажа, сад - копия Версаля и т.д. Значительная часть площадей отводится под сельское хозяйство. Здесь планируют выращивать овощи и разводить домашний скот. Предполагается, что трудиться в этом колхозе будут волонтёры, живущие на полном пансионе.

    Инвестиции в проект оцениваются в 500 млн рублей. Это будут собственные средства Сергея Гутцайта.

    Сейчас работы в стадии проектирования, основные параметры комплекса не раскрываются. «Меня не интересует быстрая прибыль: мы не обслуживаем кредиты и на нас никто не зарабатывает, потому я имею право создавать то, что мне действительно интересно. Но я думаю, проект может стать прибыльным», - комментирует г-н Гутцайт.

    Сергей Гутцайт - основатель и президент Gutsait Group, в которую входят рестораны «Подворье», «Адмиралтейство», «Эрмитажная кухня», «Пивная кружка» (в Колпино и в Пушкине), «Уно кафе» и пр. Его усилиями отреставрирована Певческая (водонапорная) башня в Пушкине. Другие объекты предпринимателя-мецената: бутик-отель и ресторан в замке БИП (бастион императора Павла), бывший дом коменданта Павловска барона Ротаста (в нём живёт сам Гутцайт), дача Александра Брюллова (её реконструировали под лицей им. Горчакова) и пр.

    Сергей Эдидович Гутцайт (р. 23 декабря 1951 года) - российский и украинский предприниматель, филантроп. Среди проектов Сергея Эдидовича известны школа имени Горчакова, ресторан «Подворье», русская деревня Верхние Мандроги, реставрация крепости Бип.

    Биография

    Родился 23 декабря 1951 года в Одессе. Окончил факультет механизации портовых перегрузочных работ Одесского института инженеров морского флота в 1976 году.

    После института будущий предприниматель, по собственному рассказу, приехал в Ленинград и стал торговать зеленью на рынке; позднее он перешёл на выращивание свиней, а затем взялся за лук. Первым достаточно серьёзным бизнесом Гутцайта в 1980-х годах стал артельный пошив и продажа (с участием Германа Хана) дефицитных в то время детских пелёнок.

    Долгое время жил в Павловске, где были реализованы многие его проекты; позже поселился в отреставрированном им же доме Ротаста (коменданта Павловска). Также проживал в Крыму, где имеет поместье и виноградники.

    Семья

    Жена Людмила. Сын Дмитрий - также предприниматель, исполнительный директор холдинга «Гутцайт Групп».

    Ресторанный бизнес

    В начале 1990-х годов у Гутцайта с женой был дом на Славянке, где бывали Путин, Собчак и другие известные люди. Друг Гутцайта стал возить в Россию группы иностранных туристов, которые в этом доме питались едой, которую сам хозяин и готовил. Как-то раз приехало 60 (по другому интервью, 65) человек, а разместиться могло только 35, в итоге половина группы ушла в Мариинский театр, а половина столовалась у Гутцайта, потом они поменялись. Предприниматель понял, что необходим ресторан; клиентская база для него уже образовалась.

    Ресторан «Подворье»

    Ресторан был открыт в 1994 году. Первое время одной из основных сложностей было приобретение продуктов, которые Гутцайт сам покупал на рынке в нужном по количеству человек объёме - в стране был дефицит.

    Ориентированное на премиум-класс заведение, построенное в русском стиле вблизи Павловского парка, вскоре стало приносить стабильный доход. В ресторане были замечены многие известные политики и бизнесмены.

    В ночь на 19 апреля 2011 года главное здание ресторана сгорело, видимо, в результате поджога; ресторатор объявил награду в миллион рублей за информацию о поджигателях.

    Восстановительные работы были вскоре начаты и шли быстрыми темпами. В сентябре ресторан, отстроенный на 60-70 %, отметил 18-летие. В 2012 году ресторан был уже восстановлен по проекту архитекторов Ивана и Николая Князевых при участии Владимира Гуловского.

    Другие рестораны

    В крепости Бип также открыт ресторан. «Гутцайт Групп» принадлежит немало других заведений Петербурга и окрестностей: рестораны «Ялта», «Старая башня», «Адмиралтейство», «Пивная кружка», пиццерия «Пицца Уно Моменто», сервис выездного обслуживания Oscar-Catering.

    Реставрация зданий

    Одним из первых благотворительных проектов, взятых Гутцайтом, была реставрация павильона «Круглый зал» (1799-1800, архитекторы Ч. Камерон и В. Бренна) в Павловском парке. Как вспоминает Гутцайт, они с женой тогда жили неподалёку, шли мимо и увидели крайне плачевное состояние памятника, и жена воскликнула: «Вандализм!». На следующий же день директор Павловского заповедника Юрий Мудров позвонил и попросил взять памятник «под крыло» во избежание окончательной гибели. В середине реставрации, по рассказу предпринимателя, пришли представители КГИОП и возмутились тем, что работы ведутся без согласования; но разрешили продолжить их при своём участии советами. С 1998 года Гутцайт арендует здание, где даются концерты. Также восстановил дом Роттаста, в котором поселился; история школы им. Горчакова тоже началась с реставрации дачи Брюллова. Около 2012 года предприниматель занялся Певческой водонапорной башней в Пушкине, которую планируется отреставрировать под ещё одно заведение питания.

    Крепость Бип

    Крепость в виде средневекового замка, которая имеет второе название Мариенталь, была построена в 1797 году по проекту архитектора Винченцо Бренны. Она располагается на холме у слияния рек Тызьвы и Славянки по адресу: Мариинская улица, 4а. Во время войны крепость сгорела и с того времени стояла заброшенной. В 1971 году по решению Ленгорисполкома разрабатывался проект восстановления крепости под Дом пионеров Павловска, но этот проект не был реализован. В 2003 году она находилась в крайне плачевном состоянии; Сергей Эдидович тогда рассказывал: «Ещё в 1970-х годах он был под крышей и не казался таким безнадежным. Мне предложили его восстановить несколько лет назад. Я отказался, сказав, что нет средств. Что я, сумасшедший? А теперь согласился». Поначалу работы шли без согласований и даже проектной документации, за что в 2008 году реставраторам выписали штраф. Предприниматель заявлял, поначалу вовсе не собирался делать там отель и что даже не подсчитывал, во сколько обошелся проект: слишком сильно за время реставрации изменилась стоимость денег. В публикации журнала «Собака.ru» серии «Лучшие дизайнеры и интерьеры» (2011) Гутцайт рассказывал, что старался максимально сохранить небольшие остатки интерьеров (хотя воссозданию они уже не подлежали) и произвести максимально аутентичное восстановление памятника, хотя по оценке портала «Северные крепости» (2006) это всё же был только ремонт, а не реконструкция. В 2011 году там открылся отель на 250 мест и ресторан.

    25/12/2015

    Петербургский ресторатор Сергей ГУТЦАЙТ любит ставить эксперименты. В туристической деревне Мандроги поначалу строил коммунизм. Частную школу имени Горчакова организовывал так, чтобы была она похожа на Царскосельский лицей, но бесплатный. Сейчас в Крыму занимается виноградниками и лавандовыми полями – говорит, из чистого альтруизма.


    И тем не менее любовь к экспериментам у Гутцайта удивительным образом сочетается с рентабельностью бизнеса. Как это у него выходит? - выяснял «Город 812».

    - Зачем вам собственная школа нужна? В этом прагматический смысл есть?
    - Большинство людей участвуют в жизни города, страны или, если хотите, мира на нулевом уровне. А мне не хочется быть нулевым гражданином. Кто-то сказал мне: «Самое эффективное вложение денег - в образование». Мне показалось, что это аксиома.

    - Но у вас ведь были изначальные представления о том, какой эта школа должна быть?
    - Изначально у меня вообще не было никаких мыслей. Просто я понимал, что правильно тратить свои силы на образование. Не на здравоохранение, не на экологию, а на образование и культуру. Потом следующий этап: какой должна быть школа? Первая моя мысль - что это должна быть школа для детей без родителей. Я поговорил с людьми из этой сферы, они сказали: «Ничего не получится. Если ты хочешь, чтобы там воспитывались не обыватели, чтобы появился шанс на результат, то дети-сироты не подойдут. Их нужно адаптировать, а ты хочешь другого». Поэтому еще до открытия школы я понимал, что надо работать над тем, чтобы качество семьи-партнера через пятьдесят лет достигло уровня лучших английских школ, где желающих учиться много, а реальные шансы только у тех, чьи отцы и деды окончили эту школу.

    Раньше обучение в вашей школе было бесплатным. А теперь вы берете за учебу деньги. То есть концепция поменялась - стала школа для обеспеченных мальчиков?
    - Первые десять лет в школе вообще не было оплаты. И это была принципиальная позиция, а потом я понял, что это иллюзия, потому что дети плохо учились. Я говорил учителям: «Вы виноваты - вы не заинтересовали ребенка». А потом понял: все, что достается бесплатно, не ценится.

    Но это и сейчас не коммерческий проект, оплаты как таковой в школе нет. Есть себестоимость. Есть семьи, которые готовы гасить себестоимость, есть которые не готовы. Тем семьям, которые не могут погасить себестоимость, мы говорим: «Хорошо, мы прокредитуем вас. Вы будете платить не полностью, а частично, но это должна быть значительная часть от общей суммы. И вы берете на себя обязательство, что недоплаченные деньги вы потом выплатите».

    - А сколько денег надо платить?
    - Это зависит от количества учеников. В прошлом году было 70 тысяч рублей в месяц, в этом - 84 тысячи. То есть примерно один миллион в год.

    - Для всех одинаковая оплата или зависит от доходов семьи?
    - Сначала мы попытались создать модель, в которой оплата зависела бы от доходов семьи. Но потом я, к сожалению, понял, что принимаю желаемое за действительное. Опять я думаю о людях лучше, чем они есть на самом деле.

    - Миллион рублей в год - это же дорого! Получается, в школе у вас имущественный ценз.
    - Нет никакого ценза. Миллион - это не дорого и не дешево, это ровно столько, сколько это стоит. Если семья хочет дать ребенку хорошее образование, но денег на это нет и на вторую работу ради этого идти не хочется, значит, семья не очень ценит либо своего ребенка, либо его образование. Понимаете, отдав ребенка в нашу школу, родители перестают тратиться на него. Оплата ведь не только за учебу, но и за пансион и питание.

    Есть всеобщее убеждение, что у Гутцайта благотворительный проект: в школу набирают талантливых детей и учат их. А сейчас получается другая история.
    - Абсолютно другая. Никто толком не понимает, что это за школа.
    - Разве это не реинкарнация лицея?
    - Да, такой тезис мы употребляем: современная версия Царскосельского лицея. В чем, собственно, она заключается? В школе учатся только мальчики, набор проходит не каждый год, и дается широкое образование.

    Одна преподавательница как-то высказала очень интересную мысль. Есть четыре степени ответственности. Самая низкая - это, условно говоря, бомж, которому налей что-нибудь, скажи: «Это алкоголь» - он выпьет. Вторая степень - это обыватель. Он еще подумает, пить или не пить, не станет гадить в своем подъезде, но нагадит в чужом. Ему все равно, что будет в другом городе или на соседней улице, - такой вот узкий кругозор небезразличия. Еще более высокий уровень - гражданин, который думает не только о своем подъезде или городе, но и о соседнем городе и вообще о стране. Но самый высокий уровень - это аристос, аристократ, которому не все равно, что происходит не только в его стране, но и в Африке, где дети гибнут.

    Я хотел бы, чтобы выпускники нашей школы уж точно не были бомжами, но и чтобы было как можно меньше людей с обывательским мироощущением. Хотелось бы, чтобы человек, который семь лет провел в нашей школе, мыслил хотя бы как гражданин.

    - Конфликты у вас есть с учителями?
    - Постоянно. Все то время, что существует школа, это один постоянный перманентный конфликт. Но конфликт дает результат. Слово «конфликт» вообще очень хорошее. Смотря что вы вкладываете в это слово. Например, у нас конфликт со всем миром или с большинством стран мира - это одна ситуация. Он деструктивный. А конфликт, который в нашей школе, я считаю, наоборот, совершенно нормальный.

    - А из-за чего конфликтуете?
    - Например, я считаю, что каждый учитель в школе имени Горчакова должен посещать уроки других учителей. Мне говорят: «Да не нужно это, зачем?»

    - Зачем это нужно?
    - Это обмен опытом, наблюдение за тем, как кто-то делает свою работу лучше, чем ты. Или, наоборот, хуже, и ты видишь, как кто-то делает ошибки, а потом ему на это намекаешь и помогаешь.

    - Девочек не берете потому, что у Пушкина в лицее их не было?
    - Во-первых, да. Во-вторых, школа очень маленькая, совместное проживание довольно проблематично. Частная школа с совместным обучением - это не то, во что я хочу вкладывать деньги. А какие там плюсы? То, что мальчики научатся общаться с девочками? Наши тоже умеют, у нас есть обязательные уроки танцев, куда приглашаются девочки. Что еще дает совместное обучение? Девочки научатся ругаться матом и курить - зачем мне это нужно? Потом, они же по-разному развиваются. Раздельное обучение более эффективно.

    - А родители или ученики чем-то бывают недовольны?
    - Полгода назад у нас из старшего класса ушли шесть человек. Основная причина - они хотят свободы, которую школа им не дает. Слишком жесткие правила. Надо вставать каждое утро на зарядку, а они считают, что не надо. Нельзя опаздывать на уроки, а они считают, что можно.
    - Пишут, что у вас на школу уходит примерно один миллион долларов в год.
    - Если в долларах, то сейчас меньше, примерно полмиллиона. Бюджет школы - 32 миллиона рублей. Теперь школа стала частично платной, поэтому процентов 25-30 погашают родители. Может быть, с этого года, когда мы набрали новый класс, уже 50% будут оплачивать родители. Лично моей компании школа миллионов в 15-20 обходится.

    - И все это на доходы от ресторанов? А считается, что ресторанный бизнес малоприбыльный.
    - У меня десять ресторанов. Деревня Мандроги. Да, я трачу на школу существенную часть своих доходов. Когда мне не хватает денег, я беру их в долг - дешевые кредиты у своих друзей.

    Ваши рестораны хвалят. Как вам удается сохранять их качество? Обычно ресторан год-два держится - а потом наступает упадок.
    - Я создаю такие рестораны, где была бы хорошая атмосфера среди людей, которые в нем работают. Чтобы получалась команда. Я же открываю новые рестораны не для того, чтобы больше заработать, а я для того, чтобы дать рост людям, которые у меня работают. Это и есть первоочередная задача.

    Сейчас в Ялте у меня откроется новый ресторан. Он будет на продуктовом рынке, и туда, может быть, будет ходить один человек из тысячи. Основная концепция нового места такая: в этом ресторане вы сможете попробовать те блюда, которых вы больше нигде не поедите. Ведь что делает обычный ресторатор? Он в первую очередь включает в меню те блюда, которые берет каждый второй, чтобы зарабатывать деньги. Я же делаю все наоборот: если есть один из тысячи, который хочет съесть что-то такое, чего нигде больше нет, то мне интересно сделать именно такое блюдо.

    - Но доход ресторана обеспечивает поток клиентов, разве нет?
    - Я не думаю о доходе. Я могу позволить себе сделать не тот ресторан, который приносит прибыль. Более того, я уверен, что первый год, а то и больше, ресторан будет убыточным, но я считаю, что в свои 64 года могу сделать себе такой подарок: сделать не то, что приносит деньги, а то, что приносит удовольствие.

    К тому же я ведь не только ресторанами занимаюсь. Сейчас, например, я возрождаю заброшенные лавандовые поля в Крыму, которые точно не принесут мне никакой прибыли, и даже более того, я на 99% уверен в том, что у меня их отберут, потому что всегда найдутся люди, у которых найдутся ресурсы, силы и возможности перепахать эти поля и посеять там то, что приносит прибыль.

    Там ведь место очень красивое: озеро, рядом море. Можно картины писать, фотографироваться. Но в основном все, конечно, говорят: «О, домик бы здесь! А лучше десять - и продать или сдавать». Все как у Чехова в «Вишневом саде».

    - А вам зачем лаванда в Крыму нужна? Для лавандового масла или для красоты?
    - Для красоты, конечно. Я могу дать вторую жизнь заброшенным лавандовым полям - их двадцать лет уже никто не обрабатывает. А еще виноградники…

    - У вас же Крыму недвижимость есть?
    - Двадцать лет назад я купил в Крыму дачу. Между мной и морем были заброшенные виноградники. Вы представляете себе, как ужасно выглядят заброшенные виноградники? Заросшие камышом, с упавшей шпалерой! Во-первых, это зрелище не слишком привлекательное - «Сталкера» можно снимать. Во-вторых, я понял, что это все скоро, извиняюсь, похерят, и там начнутся стройки. И тогда у меня вида на море не будет. Что делать? Я начал постепенно возрождать эти виноградники. Сначала один кусок, потом другой.

    - Купили виноградники?
    - Нет. Я пришел к директору совхоза. Он говорит: «Я могу только сдать в аренду на один год и только своему сотруднику». «Хорошо», - сказал я, устроил своего управляющего к ним на работу, директор подписал с ним договор на один год. Так я получил какую-то юрисдикцию - договор аренды на один год. Это был первый шаг.

    Потом я занялся той частью виноградника, которая была совсем плохой: снял плантаж, проложил дренаж, нанял виноградаря, посадил лозу, протянул шпалеру - через пять лет получил урожай. Но виноградник-то не мой, поэтому урожай - совхозу. Там ко мне отношение уже другое. Мне говорят: «Давайте еще вот этот, совсем больной участок восстановим?» Я говорю: «Давайте». Посадил отличный виноград, уже знал, какой сорт нужен. Потом говорю: «Давайте я вот эту часть сделаю, она уже совсем заброшена, там уже вот-вот дома строить начнут». Они говорят: «Нет, не надо, мы уже сейчас эту территорию списываем, продаем». Но я подсуетился, уговорил, чтобы ничего там не строили.

    - А сейчас виноградники все в том же не очень устойчивом юридическом состоянии?
    - Абсолютно.

    - И вы не хотите их как-то на себя оформить?
    - Не хочу и не могу. Я беру себе 10% урожая и делаю вино и шампанское уже в течение двадцати лет. Только в совхоз звоню: «Не пропустите урожай». В этом году сам нанял людей, чтобы его собрать и отвезти, - насколько у них там все плохо.

    - А если очередное руководство этого совхоза захочет продать все-таки эту землю под застройку?
    - Уже не захочет. Понимаете, продать хороший, действующий виноградник даже на Украине при том бандите, что у них был, сложнее, чем заброшенный. Есть журналистское сообщество, есть еще какие-то силы, которые не допустят этого. Хотя при Януковиче было очень сложно удержать, приходилось не только урожай отдавать, но и приплачивать, чтобы не списали. А теперь есть программа по сохранению виноградников, и я совершенно спокойно себя чувствую.

    - Лавандовые поля и виноградники обходятся дороже школы?
    - По сравнению со школой это недорого. Но я и не могу купить эту землю. Вернее, могу, мне говорят: «Пожалуйста, купи». Но таких денег у меня нет даже близко.

    В 2006 году ходили разговоры, что вы продаете деревню Мандроги владельцу «Евросети» Евгению Чичваркину. Почему не продали?
    - Во-первых, он торговался. Не давал нормальную цену. Во-вторых, ему не до того было. Он хотел-хотел, но не был готов.

    - А зачем вы расставались с этой деревней?
    - Я с ней не расставался, она и сейчас моя. Я полупродал-полуподарил только 10-процентную долю генеральному директору, он стал моим партнером.

    - То есть вам Мандроги в какой-то момент стали неинтересны?
    - Почему неинтересны? Интересны. Я горжусь этой деревней. Участвую в принятии стратегических решений, но тактически я ими уже почти не управляю - я редко там бываю.

    - Вообще из бизнеса что-нибудь продавали?
    - Нет. Только маленькие доли, когда было совсем плохо. Были два или три случая, когда я выкупал проданную долю, если покупатель говорил мне, что она ему не нужна больше.

    А сейчас моя стратегия в том, чтобы иметь как можно больше работающих партнеров. Я продаю маленькие доли бизнеса своим сотрудникам. Часто приходится их уговаривать и агитировать, потому что многие не хотят. Три года назад у меня были один-два партнера. Теперь у меня их уже десятка полтора. Партнерами могут быть и управляющие, и низовой персонал. Они получают дивиденды в конце года.

    - Вы хотите, чтобы весь персонал стал совладельцем вашего бизнеса?
    - Нет, всех - это я сойду с ума. Понимаете, один человек - мало, а все - много. Сколько надо - не знаю.

    - А если люди уйдут из вашей компании, то они перестанут быть совладельцами?
    - Нет, юридически он может перестать работать и получать дивиденды, но мне кажется, что если сотрудник стал моим партнером, то он и не станет уходить - во многом именно для того, чтобы человек не переставал работать у меня, я и предлагаю ему купить долю в бизнесе. С моей точки зрения, это самый корректный и честный путь привязать человека к компании. И если человек является партнером, но уходит с работы, значит, то, чего я хотел, у меня не получилось. Это игра такая, она мне по-своему важна.

    - Вот в Мандрогах вы пытались коммунизм построить, чтобы все там было бесплатно.
    - На определенном этапе мы ввели там даже свой «сухой закон». Но в какой-то момент мы поняли, что его надо отменять, иначе люди начнут нарушать его. А зачем смотреть на то, как люди нарушают закон, и делать вид, что ты этого не замечаешь?

    А когда мы только начинали строить Мандроги, мы действительно говорили, что да, здесь все бесплатно - питание, проживание. Но потом поняли, что нужно вводить плату. Почему? Например, один человек занял большую квартиру, а семья из трех-четырех человек ютится в маленькой комнате. Как у этого забрать и этим отдать? Мы ввели плату и наполовину решили этот вопрос.

    - То есть вам теперь идея бесплатности не кажется интересной?
    - Дело не в идеях. Это было правильным, но экстравагантным решением. Хороший бизнесмен умеет принимать решения, которые всем поначалу кажутся идиотскими. В Мандрогах было много экстравагантных решений. Люди, например, сами себе зарплату назначали.

    - То есть вы любитель экспериментов со стимулированием людей разными способами?
    - Только отчасти. Я же не обучен тому, что одну задачу надо решать так, а другую - иначе. Обученные люди зачастую мыслят шаблонно.

    - Вы сами себя кем считаете: ресторатором, бизнесменом, меценатом?
    - Конечно, я ресторатор, хотя иногда мне стыдно, что я потратил свою жизнь на эту сферу, потому что сегодня ресторанный бизнес бурлит глянцем, модой. Модная еда - это уже полный бред. Люди, которых называют ресторанным сообществом, говорят, какая еда в тренде, какая нет, то есть из идиотов делают полных идиотов, а потом увлекаются этим идиотизмом и сами становятся идиотами.

    - А вы какую еду делаете?
    - Разнообразную. Я бы сказал, настоящую. Честную.

    - Честная еда - это когда из свежих продуктов?
    - Нет. Есть такая версия. Даже профессионалы некоторые утверждают, что хороший повар - это повар, который, получив качественные продукты, приготовит блюдо, не испортив их.

    - Разве не так?
    - Бред сивой кобылы! Я могу пойти на рынок и из всего того, что обычно выбрасывается, приготовить вам такой обед, вкуснее которого вы ничего в жизни не ели.

    - Правильно мы понимаем - доходность ваших ресторанов зависит от туристов?
    - Убери туристов - и я банкрот. Уникальность моего бизнеса в том, что я работаю в двух направлениях. В Петербурге есть предприятия, которые кормят только туристов. И есть много ресторанов, которые специализируются на местных гостях. А у меня как-то так с первого ресторана - «Подворья» - получилось, что мы и большие потоки туристов кормим, и нетуристов тоже.

    - Ваше «Подворье» не так давно сожгли. Выяснилось, кто это сделал?
    - Я так полагаю, что ресторан подпалили конкуренты. Либо дорогу мы кому-то перешли. Либо была надежда, что в связи с тем, что «Подворье» сгорит, поток туристов можно будет перехватить. Но ни то ни другое не сработало.

    - И никого не нашли?
    - Наши правоохранительные органы вообще не работают - они обслуживают только себя и очень высокую власть. А народ они не обслуживают, просто закрывают дело, и всё.

    - Когда вы беретесь за реставрацию памятника, вы сразу понимаете, как его потом использовать будете?
    - Не всегда. Например, Певческую башню я брал специально под рестораны. Перед реставрацией замка Бип я вообще не знал, что там будет. Мне сказали, что надо что-то указать. Ну, я указал, что будет галерея. И только в конце реставрации понял, что там будет отель. У меня не было цели делать там бизнес. Целью была реставрация памятника.
    Сейчас если мне предложат на человеческих, а не кабальных условиях Царскосельский вокзал, я вложу туда в реставрацию большие деньги, которые я вообще никогда не верну.

    - Ваш отель в замке Бип** очень дорогой. Это потому, что спрос на него такой большой?
    - Я не хочу, чтобы он был забит гостями. Сейчас процент заполняемости этого отеля близок к нулю. Я могу снизить цены или войти в какую-нибудь гостиничную сеть и получать от Бипа больше прибыли. По ценовой категории я могу сделать Бип более доступным, но тогда весь флер уйдет. Это будет приносить больше денег, но мне это будет неинтересно, потому что передо мной другая задача: сохранить эксклюзивность, сохранить стиль этого полупустого замка.

    Я вообще люблю делать рестораны, которые приносят мало прибыли. Трудно это понять - какой идиот будет это делать? Но тем не менее. Для меня основное целеполагание - это делать максимально интересные проекты.

    Для примера - есть Тарковской или Феллини, а есть Голливуд. И продюсер может себе сказать: «Не надо мне больше Голливуда, я хочу создать интересный продукт». Вот, чем я сейчас занимаюсь.

    - Есть еще у вас какая неголливудская фантазия?
    - Есть идея, которую я уже вот-вот начну реализовывать. Я еще не знаю, в каком месте, но у меня есть предощущение: 90%, что я начну.

    - Ресторан?
    - Это, к сожалению, ресторан. Эти рестораны мне уже надоели. Вот я сказал на собрании: «Может, мы не будем делать ресторан? Давайте, построим триумфальную арку!» Но, видимо, прагматизм возьмет верх, потому что есть молодые люди, которым нужны деньги, они хотят роста, поэтому, наверно, будем все-таки делать ресторан. Но тогда это ресторан не с таким откровенным предназначением, как обычно. Эксклюзивный ресторан с искусственно ограниченным количеством посадочных мест для экзальтированной, очень тщательно подобранной целевой аудитории - в ущерб прибыли.

    - Вы знакомы с Путиным. Понимаете его?
    - Нет, не понимаю. Раньше чуть-чуть понимал, а теперь вообще не понимаю. Он изменился колоссально.

    - То есть вы не знаете, чего он хочет?
    - Никто точно не знает. И я допускаю, что он сам тоже точно не знает. Потому что люди вообще редко в точности знают, чего они хотят. Они только иногда говорят, что точно знают.

    - Но мы живем в стране, где от мнения одного человека зависит все.
    - Мы не живем в такой стране, мы живем в таком периоде. Это тоже временно.

    - А куда мы катимся - в глобальном смысле - вы понимаете?
    - Кто «мы»? Россия? Что будет в России - не так важно. Надо думать, что будет вообще с человечеством.

    Сергей БАЛКЕВ, Всеволод ВОРОНОВ

    Ресторатор, учредитель школы имени Горчакова, владелец туристической деревни Верхние Мандроги и отеля в замке Бип превратил руинированный особняк в современное жилье, насыщенное Антиквариатом.

    Бывший дом коменданта Павловска барона Ротаста к началу 2000-х находился в таком плачевном состоянии, что желающих браться за его восстановление не было: от постройки середины XIX века, спроектированной архитектором Иваном Потоловым, оставалась лишь часть стен, а крыша и вовсе отсутствовала. Хозяина ресторанов «Подворье» и «Ялта», уже имевшего богатый опыт успешной реставрации памятников архитектуры, буквально уговорили заняться этим проектом, пообещав после восстановления передать здание в собственность. По мнению Сергея Эдидовича, только нестандартный подход помогает придумать комфортное жилье. Планировка для особняка с необарочным фасадом и правда непривычная: вместо анфилады залов - двухуровневое пространство, накрытое прозрачным куполом. Он не виден с улицы, но обеспечивает все сооружение дневным светом. «Сначала ты строишь дом, потом дом строит тебя, - замечает Гутцайт. - Сегодня люди пытаются возводить дворцы, и это глупо. Палаццо нужны для королей, их сооружают не для жизни, а для официальных церемоний и размещения разнообразных коллекций. В итоге площадь используется нерационально».

    Сергей и его жена Людмила пользуются пространством почти на все сто, именно для этого они отказались от стен и перекрытий, придумав сложный объем из трех уровней. На первом вокруг атриума расположились кухня и столовая с камином, на втором - гостевая комната, гостиная и кабинет, от которого на чердак-галерею ведет деревянная лестница. Даже ванная комната здесь именно комната, площадью двадцать квадратных метров, с впечатляющим видом на парк. Остальные названия условны: поскольку стен нет, о назначении каждой зоны говорит мебель, практически вся - антикварная. Ее хозяин приобретает при каждом удобном случае. Собственная реставрационная мастерская позволяет покупать предметы обстановки в любом, даже самом убитом состоянии. Среди картин и гравюр есть и счастливые находки: то выяснится, что копия на самом деле оригинал, то листки, годами валявшиеся в букинистической лавке, окажутся работами художника Верещагина. На крымскую дачу уехали стул из дома маршала Маннергейма, на котором сидел Гитлер, и фарфоровый сервиз из царского Ливадийского дворца. Большинство предметов разошлись по другим владениям Гутцайта: в деревню Верхние Мандроги, крепость БИП, рестораны компании Gutsait Group. В этом доме нет трепета по отношению к старинным вещам - всем, в том числе легко бьющимися стеклянными стаканами, в нем пользуются ежедневно.

    Хозяева подчеркивают , что особняк не готов до конца, еще предстоит много работы, а собрание предметов, находящееся в нем, по большей части случайно. Все силы уходили то на реставрацию соседней крепости БИП, то на обустройство дачи под Ялтой. Но вкус, как известно, либо есть, либо нет, поэтому даже незавершенность выглядит здесь абсолютно по-дизайнерски.

    Текст: Виталий Котов, Ксения Гощицкая, Анастасия Павленкова, Егор Лученок
    Фото: Ник Сушкевич, Игорь Симкин, Саша Самсонова, Виталий Коликов